Учебно-методический комплекс дисциплины «История религий»



бет1/10
Дата08.07.2016
өлшемі1.2 Mb.
#185884
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Троицкий филиал

Кафедра истории




Учебно-методический комплекс дисциплины «История религий»

по направлению подготовки 030600.62 «История», общий профиль ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»


Версия документа - 1





стр. из

Первый экземпляр __________


КОПИЯ № _____







УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике – первый проректор ____________Н.А. Мамаев

«____»_____________20__г.


Учебно-методический комплекс дисциплины



История религий

Направление подготовки



030600.62 История

Профиль подготовки



Общий

Присваиваемая квалификация (степень)



бакалавр

Форма обучения



Очная, заочная

Троицк 20__ г.


Содержание

  1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...…

3




    1. Вводная часть ……………………………………………………..…

3




      1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….

3




      1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата..

3




      1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………

3





    1. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……

5




    1. Рабочая учебная программа …………………………………...……

33




      1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….……………………

33





      1. Лекции …………………………………………………..……….

35




      1. Практические занятия…………...……………………………...

52




      1. Самостоятельная работа студентов …………………...……….

59




1.4. Список литературы ……………………………………………..……

64




1.5. Электронная коллекция …………………………………..………..

86

    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….

86

2.Методические рекомендации преподавателю.……………………..……..

86




3.Методические рекомендации студенту ………………………..………….

87




4.Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ……………………………………………………………………………...

89





5.Фонды оценочных средств.………………..………………………...……..

89




1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью дисциплины «История религий» является формирование у студентов теоретических представлений о многообразных явлениях движущегося во времени мира религии, самостоятельного мировоззрения, ориентированного на свободу совести, диалоговое, уважительное отношение к иным взглядам.

Задачи дисциплины:


  • ознакомление с основными подходами к решению проблем сущности и происхождения религии;

  • формирование представлений о ранних формах верований, национальных и мировых религиях, изучение причин их возникновения и эволюции;

  • раскрытие личностного смысла и особенностей вероучения, культа, организации религий;

  • развитие умений самостоятельно выявлять, анализировать актуальные проблемы влияния религии на жизнь человека;

  • стимулирование осознанного и ответственного участия в мировоззренческом диалоге;

  • содействие формированию свободы совести и терпимого отношения к представителям различных мировоззрений и религий.


1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История религий» входит в состав вариативной части (Дисциплины, определяемые вузом) профессионального цикла ООП по направлению подготовки 030600.62 «История». Достаточным уровнем базовых знаний являются знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплин «История Древнего мира», «История средних веков», «История России (до XX в.)».

Логически и содержательно данная дисциплина связана с такими базовыми дисциплинами профессионального цикла, как: «Новая и новейшая история», «История России (XX в.)», дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия».

Освоение дисциплины «Истории религий» необходимо для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла «История стран Азии и Африки», «Историческое православие».


1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • признаки религиозной веры;

  • особенности религиозного отражения действительности;

  • структуру и специфику религиозного сознания;

  • причины, порождающие религиозность;

  • сущность и виды культа;

  • виды и специфику первобытных верований;

  • типологию религий;

  • содержание религиозных учений конфуцианства, синтоизма, иудаизма, буддизма, христианства, ислама;

  • сущность церковного раскола;

  • сущность реформации;

  • основные направления протестантизма;

  • основные православные и католические секты;

  • православный и католический символы веры;

  • сущность старообрядческого вероучения;

  • особенности религиозного искусства;

  • сущность процесса секуляризации;

  • основные этапы развития свободомыслия;

  • особенности экуменического движения;

  • функции религии в обществе;

  • основные принципы религиозной этики в разных вероучениях.

Уметь:

  • распознавать признаки религиозной веры;

  • различать монотеизм и политеизм;

  • отличать обрядовую и догматическую стороны религии;

  • оперировать основными понятиями вероучений;

  • отличать мировые религии от национальных;

  • выявлять различия в вероучениях мировых религий;

  • выявлять современные социальные функции религии;

  • вычленять составные элементы религиозного культа;

  • объяснять особенности религиозной психологии;

  • анализировать причины сохранения религиозности;

  • понимать причины развития свободомыслия в различные исторические эпохи.

Владеть:

  • современной научной информацией относительно происхождения, развития и исторической трансформации религии;

  • представлением о культовой стороне изучаемых религий;

  • информацией об исторических личностях, сыгравших определяющую роль в истории конкретной религии;

  • пониманием роли той или иной религии в истории определенной страны или региона;

  • информацией о важнейших представителей пантеона той или иной религии;

  • навыками анализа памятников (текстовых, художественных, архитектурных) той или иной религии.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История»:


а) общекультурных (ОК)

- готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);


б) профессиональных (ПК):

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2);

- способность понимать силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, общий объем часов 144, в том числе:

по очной форме обучения:


  • лекции - 36;

  • практические занятия - 36;

  • самостоятельная работа студента - 72.

Форма контроля – зачет

Семестр 5, 6.


по заочной форме обучения:

  • лекции – 16;

  • самостоятельная работа студента - 128.

Форма контроля – зачет

Семестр 5,6.


Содержание дисциплины:
Тема 1. Предмет истории мировых религий.

Религия как предмет исследования и оценки. Религиоведение и его основные разделы: философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии. История религии как наука о движущемся во времени мире религии во всем его многообразии. Основные понятия и термины. Методы исследования.

Проблема определения религии. Религия как вера в сверхъестественное, религия как вера и благоговейное отношение к определенным ценностям, религия как социальный институт. Развитие представлений о религии. Античность. Понимание религии как благоговения, связи, воссоединения у Цицерона, Лактанция, Августина. Понимание религии в средние века, в эпоху Реформации (М. Лютер). Превращение теологии в антропологию в Новое время. Просвещенческая трактовка религии. Религия и мораль в философии И. Канта. Романтическая интерпретация религии у Ф. Шлейермахера. Религия как стадия самосознания абсолютного духа (Г.Гегель). Религия как предельный интерес (С. Кьеркегор, П. Тиллих). Отношение к религии в марксизме. Интерпретации религии в ХХ веке: теологические (конфессиональные), социологические, биологические и социологические, этнологические и др.

Религия как сфера духовной и социальной жизни. Элементы, структура и функции религии. Религиозное сознание: вера, наглядная образность и эмоциональность, проблема истинного и неистинного, языковое выражение (лексика, синтагматика, сакрализация речи, речевая магия, табу), уровни религиозного сознания (обыденный, концептуальный: философские, этические и пр. учения; теология). Нерелигиозная и религиозная деятельность (внекультовая и культовая). Религиозные отношения: субъекты, виды отношений (внекультовые и культовые). Религиозные организации: виды и строение, типы объединений: церковь, секта, деноминация и др.

Многообразие и типы религии. Причины разнообразия религии. Классификация с учетом исторических этапов развития этносов: родоплеменные религии (архаические), национальные, мировые; классификация по признаку - выделение божества: полидемонизм, политеизм, супремотеизм, генотеизм, монотеизм; по уровню нравственного развития; природные (естественные), законнические и религии искупления (духовные); по базовой ценности культуры (предмету веры): эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические.
Тема 2. Проблема возникновения религии

Основные источники и проблемы изучения ранних форм верований. Науки, изучающие древность: археология, палеоантропология, этнография (социальная или культурная антропология). Недостаточность, фрагментарность фактологических сведений о жизни человека в первобытную эпоху. Проблемы интерпретации. Отсутствие письменных источников. Мифы и легенды, сохранившиеся в ранних цивилизациях. Проблема использования этнографических данных: возможные отличия верований доисторических народов и внеисторических; различия верований внеисторических народов и отказ современной науки от спекулятивных построений; проблема сбора и понимания этнографической информации и др.

Основные подходы к проблеме возникновения религии. Понятие о религиозном, атеистическом, научном подходах к изучению религии. Различия в интерпретации фактов, поставляемых наукой.

Религиозный подход к проблеме происхождения религии. Библейско-теологическое течение. Религия как феномен грехопадения. Основные подходы к концепции эволюции: фундаменталисты и эволюционные креационисты. Концепция прамонотеизма (Э.Лэнг, В.Шмидт) и ее оценка в современной науке.

Нейтральный подход к проблеме происхождения религии. Исторические методы. Критическое отношение современного западного религиоведения к эволюционистскому подходу. Гипотеза дорелигиозного периода. Феноменологическая методология. Отказ от оценочных суждений. Дух как открытость миру. Направленность сознания на непостижимое. Формирование представлений о священном и социальная реальность.
Тема 3. Родоплеменные религии

Доисторические религии. Особенность архаического мышления. Нерасчлененность духовной и практических сфер жизни, синкретичность, переплетение религиозной, практической и художественной деятельности. Отсутствие личностного отношения к священному. Коллектив (община) как субъект религиозного культа. Регламентация жизни от рождения до смерти.

Эволюционная классификация ранних форм религии С.А. Токарева и ее критика. Погребения. Инициации. Почитание предков. Промысловый культ. Медвежий культ. Верхнепалеолитическая живопись. Культ «Венер». Неолитическая революция. Переход к оседлой жизни. Аграрные культы. Культ земли, плодородия. Человеческие жертвоприношения. Неолитические и энеолитические святилища: Чатал-Гуюк, джейтунские, трипольские, анауские, хенджи, ронделы.

Элементарные формы верований. Верования внеисторического человека. Тотемизм. Табу, ритуалы. Сакрализация социальных связей (кровно-родственных отношений). Проблема связи тотемизма с хозяйственной деятельностью. Проблема универсальности тотемизма. К.Леви-Стросс. Фетишизм. Возможные причины появления фетишизма. Пережитки фетишизма в современных религиях. Фетишизм и идолопоклонство. Магия. Происхождение магии. Классификация по методам (имитационная, контактная, парциальная) и целям воздействия. Б.Малиновский о магии. Анимизм. Э. Тайлор о причинах возникновения анимистический представлений. Душа, духи, загробное существование. Развитой анимизм (А.Ф.Лосев). Проблема универсальности анимизма.

Мифология. Соотношение мифа, искусства и религии. Особенности мифологического мышления: архетип (М. Элиаде), сотворение вселенной, циклическое представление о времени, «вечное возвращение» сакрального времени. Культурные герои. Культ предков. Мифология в современную эпоху.

Шаманизм. Происхождение и смысл понятия шаман. Избранничество шамана и инициация. Атрибуты шамана и ее семантика: одежда, бубен, колотушка, жезл, дерево и др. Отношения шамана с духами. Камлание и его цели. Психология шамана.


Тема 4. Религии Древнего мира.

Религия Древнего Египта. Фетишизм и тотемизм в Древнем Египте. Обожествление животных. Пантеон, теогония и космогония. Магия и сакральная речь. Храмы, жречество и культ. Религия и власть в Древнем Египте. Представления о загробной жизни: культ и священные книги.

Религия древней Месопотамии. Шумер. Основные вехи политической истории. Списки богов. Боги небес и земли. Боги городов. Боги династии. Боги семьи. Боги-духи и боги-демоны. Боги-созидатели мирового порядка. Боги-нарушители мирового порядка (Инанна и Гильгамеш). Хронология месопотамской религии по Т. Якобсену. Период локальных культов. Шумеро-аккадский синкретизм эпохи Саргонидов. Иерархия пантеона в период III династии Ура. Кризис шумерской религии. Религия, ритуал и мифология. Календарные ритуалы Шумера. Астролатрия как предтеча астрологии. Категории мироощущения в шумерской религии. Тексты о МЕ. Гимны-нарративы как основной источник знаний о шумерской религии. «Период богов плодородия»: цикл «Инанна-Думузи». «Период богов власти»: цикл сказаний о Нинурте. Боги и герои Шумера: урукский эпический цикл. Обожествленные цари Шумера (по царским гимнам). Религия и школа (культ Энки и Нисабы). Тексты кризиса: миф о потопе, плач о разрушении Ура, «Человек и его бог».

Вавилон и Ассирия. Основные вехи политической истории Месопотамии во II-I тыс. до н.э. Пережитки шумерской религиозной традиции в вавилонской словесности (царские гимны, эпос о Нинурте и Анзу). «Период единовластия» или квазимонотеизм: культ Мардука в Вавилоне и Ашшура в Ассирии. Идеология Законов Хаммурапи. Две версии эпоса «Когда вверху…». «Ордалия Мардука». Эпос о Гильгамеше: человек, судьба, время. Эпос как гипертекст (его фольклористическая, астрологическая и психоаналитическая интерпретации). Вавилонская религиозно-этическая литература. Исторические предпосылки для ее возникновения. «Повесть о Невинном Страдальце»: печальная повесть с хорошим концом. «Вавилонская Теодицея»: праведность нуждается в оправдании. «Диалог о благе»: пародия на Эпос о Гильгамеше. Кризис вавилонского религиозного сознания. Ассирийский магизм. Сборники гаданий, основные типы заговоров. Развитие астрологии и нумерологии.



Хетты. Основные вехи политической истории Хеттского царства. Хеттский пантеон. Царские ритуалы. Ритуально-эпические тексты: Пуруллия, Телепину. Заговоры и гадания. Хурриты. Хронология хурритской истории. Пантеон. Ритуально-эпические тексты: Сотворение мира, Кумарби, Улликумми. Угарит и Финикия. Восточное Средиземноморье во II-I тыс. до н.э. Актуальность угаритско-финикийских источников для изучения текстов Ветхого Завета. Древнейшие семитские пантеоны (Аккад, Эбла, Угарит). Культы Эла, Астара, Баала и Шамаша. Ритуалы и жертвоприношения. Ритуально-эпические тексты: Баал и Анат, Акхат, Даниилу. Рефаимы и диданы. Финикия и греки. ЭЛАМ. Иранское нагорье в III-I тыс. до н.э. Основные вехи политической истории Элама. Пантеон и отрывки мифологических сказаний. Ассирийско-эламский синкретизм I тыс. до н.э. Основные черты религиозного сознания у народов клинописной традиции.

Древняя Греция: теогония, космогония, культ и ритуал. Доэллинские религии (Крит, Микены). Формирование древнегреческого пантеона: дофессалийский и олимпийский периоды. Ритуально-обрядовая практика греческих полисов.

Религия Древнего Рима. Этрусское и греческое влияние. Римский пантеон, особенности культа, религиозные праздники и календарь, отличительные черты жречества, роль религии в государственной жизни. Инклюзивизм.

Язычество древних славян. Индоевропейские корни славянского язычества. Образы божеств и духов в славянской мифологии. Священные места и ритуалы. Формирование общенационального пантеона у восточных славян.
Тема 5. Иудаизм - религия еврейского народа

Проблема определения иудаизма. Понятия иудей, еврей. Численность и распространение иудаистов.

Древнейшая история еврейского народа и формирование Танаха. Авраам и начало монотеизма (ок. 2000 г. до н.э.). Эпоха патриархов: Авраам, Исаак, Иаков (Израиль). Завет (брит) с Богом. Заповеди (мицвот). Переселение в Египет. Исход (нач. XIII в.). Моисей и его закон. Тора (Учение, Закон) письменная (Пятикнижие Моисеево) и устная. Десять заповедей. Скрижали. Ковчег Завета. Скиния. Завоевание евреями Палестины под предводительством Иисуса Навина (XIII - XII вв.). Эпоха Судей (1200-1025). Эпоха первых Царей (кон. XI - кон. Х вв.). Помазание на царство Самуилом Саула (1025-1006). Давид и объединение Израиля (990-968). Псалмы Давида. Расцвет еврейского государства при Соломоне (965-928). Первый Храм. Песнь Песней, Притчи, Экклесиаст. Эпоха разделенных царств (Х - VI вв.). Религиозная ситуация в Израиле и Иудее. Появление книг пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Амоса, Осии. Уничтожение Израильского царства Ассирией в 722 г. до н.э. и Иудейского царства вавилонянами в 586 г. до н.э. Разрушение Первого Храма. Вавилонское пленение. Опыт осмысления трагедии. Роль религии в сохранении самобытности и восстановления государственности и Храма. Усиление монотеизма. Возникновение синагог, замена жертвоприношений изучением Закона, молитвами, песнопениями, проповедями. Редакция Танаха.

Эпоха персидских царей. Разрешение Кира II возвратиться евреям в Иудею и построить дом Господа Бога Израилева. Диаспора и ее роль в еврейской культуре. Книга пророка Даниила, Книга Есфири. Книга пророка Неемии и Книга Ездры. Восстановление Иерусалима. Собирание книг Танаха в единое целое. Публичное изучение Закона. Эпоха эллинистических царей. Влияние греческой культуры на евреев. Евреи диаспоры. Перевод Танаха на греческий язык (Септуагинта) в правление Птолемея Филадельфа (285-246). Насильственная эллинизация Антиоха IV Епифана. Макковейское восстание. 165 г. до н.э. - очищение и переосвящение Храма. Ханука. Иудаизм при Хасмонеях (165 - 63). Появление религиозно политических течений: фарисеи, ессеи, саддукеи.

Талмуд. Падение Второго Храма. Осмысление трагедии в раввинистическом (талмудическом) иудаизме. Депортация евреев из Палестины. Роль диаспоры в сохранении Учения. Запись Устной Торы. Галаха - система религиозного и обычного права. Агада (Сказания). Законоучитель Иегудой га-Наси (135-217) и Мишна (Повторение) - сборник правовых норм к Торе (Галаха и Агада). Комментарий к Мишне - Гемара. Две редакции Гемары - Вавилонская и Иерусалимская. Вторая священная книга иудаизма - Талмуд: понимание широкое (Мишна и Гемара) и узкое (Гемара). Комментарии к Талмуду. Раши (Рабби Шломо бен Ицхака) (1040-1105). Рамбамом (рабби Моше бен Маймоном) (1135 или 1138 - 1204) и Мишне Тора («Повторение Торы»). Иосиф Каро (1488 - 1575) и «Шулхан арух» (Накрытый стол). Оценка роли Талмуда иудеями.

Основные направления иудаизма. Караимы (читающие), мистические течения. Каббала. «Сефер», «Зогар». Мистика букв и цифр. Трансцендентность и непостижимость Бога и Его явление в энергиях. Изучение Торы - гармонизация космических, социальных, психических процессов. Практическая Каббала - экстатическое единение. Теневая сторона каббалистики: лжемессии Саббатай Цви (1626 - 1676) и Яков Франк (1726 - 1791). Хасидизм. Возникновение хасидизма в Зап. Украине (сер. XVIII в.). Израиль Бешт. Смена приоритетов: от изучения и экзегезы к интуитивному восприятию Бога. Оценка хасидизма в наши дни.

Выделение основных направлений по отношению к традиции. Ортодоксальный иудаизм. Выполнение заповедей как всемирно-историческая задача еврейского народа. Осмысление Катастрофы (Холокоста). Возникновение реформистского иудаизма (XVIII - XIX вв.) как течения пытающегося понимать Учение в соответствии с требованиями современности. Проблема вечного и исторически обусловленного в Торе. Отношение к моральному закону и Галахе. Возникновение консервативного иудаизма (XIX в.) как течения стремящегося сохранить традицию и критическое к ней отношение. Особенности консерватистской Галахи.

Реформистско-национальное движение сионизм (XIX в.). Теодор Гецель. Воссоздание еврейской государственности (1947). Роль религии в современном Израиле.






Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет