А. И м усукаев а. И. Першиц



Pdf көрінісі
бет1/63
Дата07.02.2023
өлшемі6.52 Mb.
#469231
түріКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63
NARODNYE TRADITsII

469231





А.И М УСУКАЕВ 
А .И . ПЕРШИЦ
НАРОДНЫЕ
ТРАДИЦИИ
КАБАРДИНЦЕВ
БАЛКАРЦЕВ
Н А Л Ь Ч И К • 1992


Р ец ен зен т — зав. сектором народов К а в к а з а И н сти­
тута 
этнологии 
и антропологии
член-корреспондент 
Российской Академии н аук С. А. Арутюнов.
Книга издана за счет средств автора
А. И. Мусукаев. 
) А. И. ГТершиц
vk.com/circasbook


ЧТО ТАКОЕ ТРАДИЦИИ?
Что такое традиции? П од этим 
словом 
понимают 
вош едш ие в привычку, закрепивш иеся, т. е. стереотип­
ные, формы человеческого поведения. Это так ие формы, 
которым следуют не зад у м ы в аяс ь, только потому, что 
т а к принято. Но все ли они яв л яю тся трад и ци ям и? С у­
ществует мнение, что все, в том числе и у станови вш ие­
ся на протяжении жи зн и одного 
поколения. 
С каж ем , 
ещ е лет д в а д ц а т ь н азад , звоня по делу н езн аком ы м л ю ­
дям, с ними не здоровались, а потом стал о привычным 
начин ать разговор с приветствия. Однако, по-видимому, 
б л и ж е к истине другой взгляд: традиции — это только 
так ие п р ав и л а поведения, которые слож и ли сь в давние 
врем ена и достали сь потомкам от предков. Ведь и само 
зн ачение слова «традиция» (лат. «традицио» — «п ер ед а­
ча») у к а зы в а е т на преемственный х ар а к тер так их п р а ­
вил, п ередаю щ ихся из поколения в поколение. Т р а д и ­
ции — это нечто противоположное 
новациям (нововве­
д ениям, н овш еств ам ), тому, что возникло сравн и тел ьно 
н едавно или возни кает на наш их гл азах.
К числу традиций относятся любы е 
преемственные 
п р ав и л а поведения независимо от того, к какой области 
ж и зн и они относятся или в к а к о й ф орм е бытуют. П р а в ­
да, в л итературе, особенно популярной, м ож но в стре­
тить такие 
словосочетания, к а к «традиции и обычаи» 
или «традиции и обряды». Но здесь перед нами неточ­
ность, д а ж е путаница. Обы чаи и обряды (а т а к ж е усто­
явш и еся праздники, трау р н ы е дни и т. п.) — это те ж е
традиции, хотя и в их разн ы х видах. О бы чай — со д ер ­
ж а н и е поведенческой нормы, например, обычай з а к р е п ­
л ять общ еприняты м о б р а зо м отношения м е ж д у с в я з ы в а ­
ющими свои судьбы мужчиной и ж енщ иной, обычай от­
м ечать появление на свет ребенка, обычай хоронить по­
койника. О б р яд ж е — внешнее оформление обычая: к а к
з


именно за к л ю ч а т ь брак, отмечать рождение, р а с с т а в а т ь ­
ся с умершим.
М ож н о встретить мнение, что тради ци ям и
следует 
считать только такие преемственные п р ав и л а поведения, 
которые полезны и з а с л у ж и в а ю т п олож ительной оценки. 
Р а з в и в а я эту мысль, некоторые авторы
писали, 
что 
лиш ь подобные до'брые традиции могут 'быть н азв ан ы н а ­
родными. Это едва ли верно. Относя те или иные п р ав и ­
л а поведения к числу тр ад и ц и й , мы исходим не из того, 
,ка'к мы К ним относимся, а из их устойчивости и преем ­
ственности. И если они широко бытуют в н ароде и в о с­
п роизводятся им на протяж ени и д лительного времени, 
то нет н икаки х оснований не считать их народными.
С казанн ое не означает, что мы не в п р а в е суДить о 
н ародны х трад и ци ях и д а в а т ь им оценки. Обычно р а з ­
личаю т традиции добрые, н ейтральны е и дурные.
М ал о кто не п ризн ает высокой гуманности таких, к 
примеру, традиций, к а к семейный долг, береж ное и у в а ­
ж и тельное отношение к женщ ин е, почтение к л ю д я м
преклонных лет, заб о та о госте, а т а к ж е многих, им по­
добных. Д р у г о е дело, что все это, к а к правило, нормы 
общечеловеческой нравственности, не яв л яю щ и е ся спе­
цифическим достоянием какого-нибудь одного народа. 
Семейный д о л г или з аб о та о госте входят в этический 
код ек с к а к к а б а р д и н ц е в или б а л к а р ц е в , так и русских, 
англичан или китайцев. О д н ако в истории одного н а ­
рода или у разны х народов (вспомним, что историческое 
развитие человечества н еравномерно) эти традиции мо­
гут с к а з ы в а т ь с я сильнее или слабее, в ы р а ж а т ь с я в не­
совп адаю щ и х обычаях, со п ров ож д аться неодинаковыми 
об ряд ам и . С к а ж е м , в тех общ ествах, где политическая 
и п р ав о в а я о хран а личности ещ е слаб а, гостеприимство 
р ас см а тр и в ае тся 
'как 
свящ енный д о л г и о к а зы в ае тся 
л ю бом у человеку в любое время. И н аче обстоит дело в 
так их Обществах, :как английское. Хорошо зн аком ы й с 
н р а в а м и ан гличан ж у р н а л и с т В. Овчинников 
р а с с к а ­
зы вает: «С н езн ако м ц а м и или незваными посетителями 
обычно р азг о в ар и в аю т только через дверь, не п р и гл а ­
ш а я их внутрь. Это вовсе не означает, что 
ан гличане 
негостеприимны. О д н ако гостей п ри гл аш аю т только з а ­
б ла говре м ен н о (обычно за две-три недели) и на оп реде­
ленный час. З а я в и т ь с я к зн аком ы м запросто, без при­
гл аш е н и я или известив их перед приходом по телефону, 
здесь не прин ято»1.
4


Н е й тр а ль н ы е традиции потому и нейтральные, что не 
несут в себе ни положительного, ни отрицательного з а ­
ряд а. Они просто различны, подчас д а ж е п ротивоп олож ­
ны. В Европе при входе в дом снимаю т шапку, на Восто­
к е — обувь. У б оль ш и н ств а народов согласие в ы р а ж а ю т
кивком головы, а вот у индийцев, цейлонцев, болгар — 
ее покачиванием из стороны в сторону. У одних народов 
ув аж и тел ь н ое отношение п ред п ол а га ет обращ ение 
на 
«вы,», у других об р а щ а ю тс я на «ты», но с д обавл ени ем
оп ределен н ы х почтительных слов. У русских или ф р а н ­
цузов, здороваться первым полож ено мужчине, у ан гл и ­
чан ж е : ж енщ ине: в зн а к особой учтивости ей п р ед о став ­
л я е т с я решить, хочет л и она обменяться приветствием. 
П еречень подобного рода н ей трал ьны х традиций мог бы 
зан ять целую книгу.
Традиции, которые р ас см а тр и в аю тс я ка к н е ж е л а т е л ь ­
ные д а ж е внутри зн аком ы х с ними обществ, немного, но 
есть и такие. П ри м ером мож ет с л у ж и ть похищение не­
вест против воли не только их родных, но и их самих. 
Вр все в р ем е н а ум ы кани е д ев уш ек не одобрялось (един­
ственное исключение, ка ж етс я, древнеиндийские зак оны
М ану, реком ен довавш ие его .для к а сты воинов д л я под­
д е р ж а н и я в них воинственного д у х а ). О д н ако трад и ци я 
э та никогда не п р е р ы в а л а с ь и не совсем за б ы т а теперь. 
Она, коренится в са м оутв ерж д ен и и мужчин, а нередко и 
в их стремлении облегчить себе брачный выкуп. Намно* 
го; б о л ь ш е традиций, вредные последствия которых в и д ­
ны, со стороны. Д ревнеегипетские ф ара он ы и цари сред? 
невеховых аф р и к а н с к и х государств Л у а н д а и Б у ган д а 
ж енились на родных сестрах, чтобы наследован и е ими 
власти сч италось законны м и по мужской, и по женской 
линии. А это не могло не вести к генетическому в ы р о ж ­
дению. В Индии п ракти ков ал и сь б раки д а ж е с восьми­
летн и м и девочками, хотя некоторые местные медицинские 
т р а к т а т ы у к а зы в ал и , что и в там ош них условиях д е в у ш ­
к а полностью с о зр е в а ет только к ш естнадцати годам. У 
многих народов некогда б ы л а распростран ен а традиция 
ум ерщ влени я («добровольной см ерти») стариков. Она 
о б ле гча ла этим н а р о д ам сущ ествование в т я ж е л ы х п ри ­
родных; условиях, но л и ш а л а их накопленного старик ам и
жизненного опыта, торм ози ла их развитие.
Теперь оставим в стороне н ейтральны е тради ци и и 
посмотрим в ни м ател ьн ее на те, которы е могут быть по­
мечены зн а к а м и «плюс» и «минус». Многие из них при­
5


ходится рас см а тр и в ать не только с общечеловеческой 
точки зрения, но и 'как п р и н а д л е ж а щ и е своей эпохе, с т а ­
д и и
исторического 
развития, а то и к определенному 
к л а с с у или сословию.
Семейный долг? Но в древнем и средневековом мире 
это был по преимуществу долг домочадцев по отнош е­
нию к дом овлады ке, власть которого .над потомством 
гр ан и ч и л а с властью р а б о в л ад ел ьц а. У важ ен и е к ж е н ­
щине? Но на том ж е отрезке истории оно допускало от­
крытое наруш ение супружеской верности 
муж ем «при 
требовании неукоснительного целомудрия от жены. П о ­
ч тение к с та р и к ам ? Но в эпоху повышенной военной а к ­
тивности на з а к а т е первобытнообщинного строя, ко г д а 
в муж чине ценилась только воинская доблесть, у мно­
гих народов стариков за бесполезность убивали. К с т а ­
ти ск а за т ь , т ак было и у предков кабарди н цев, о чем 
повествует нартский эпос: «у нартов б ы л обычай — уби­
в а т ь самого старого»2. З а щ и т а гостя? 
Но 
гуманность 
этой традиции бы л а резко ограничена духом эпохи: как 
р а з в те времена, когда особа путника под приютившим 
его кровом сч и тал ась свящ енной, за стенами дома его 
разр е ш а л о с ь ограбить, обрати ть в рабство, убить.
В свою очередь, некоторые традиции, которые мы те­
перь рас см а три в ае м к а к дурные, когда-то не были л и ш е ­
ны см ы сла. Д остаточн о с к а з а т ь , что кровосмесительные 
б р а к и египетских ф ара он ов или негритянских царей с ы ­
грал и свою роль в укреплении их государственной в л а ­
сти, а выдача з а м у ж м алолетних девочек г а р а н т и р о в а ­
л а девственность невест, без которой в древней Индии 
барж не имел законной силы.
О сословно-классовой о краске некоторых традиций 
м ож но судить по разл и чи ям в отношении 
к женщине. 
К а к правило, в низших слоях населения это было у в а ­
жение к труженице, в высших — гал ан тн ое обхождение 
с дамой. В то ж е время, говоря о такой окраске т р а д и ­
ций. надо иметь в виду, что трад и ц и он н ая к у л ь ту р а р а з ­
личных социальны х слоев н е р азго р о ж ен а глухими пе­
регородками. В свое врем я н емецкий ученый 
X. Нау- 
манн, а зате м ам ери кан ск ий — Р. Р э д ф и л д п о к аза л и , ка к
простон арод ная культура соверш енствуется в элитарны х 
слоях общества, а затем у ж е в несколько упрощенном 
виде снова распр о с тр ан яетс я в н ародны х массах. 
Эта 
идея бы л а разв и та и кон кретизи ров ан а советским этно­
г раф ом С. А. Арутюновым, н азв ав ш и м весь данный про-
6


десс в ертикальной ротацией (т. е. 'Круговращением) т р а ­
диций 3.
Вот почему общ ечеловеческое в н ародны х трад и ци ях 
обычно не лишено эпохальной и иной относительности. 
Общ ечеловеческие 
нравственны е нормы 
возникали (и 
п р о д о л ж а ю т возни кать) не сразу. Они лиш ь постепенно 
о д ер ж и в аю т вверх н ад другими нормами.
К а к ни устойчивы традиции, они не вечны. С и зм ен я­
ющимися условиями ж и зн и рядом с ними появляю тся 
новации, нововведения. И ка к ни соп роти вляю тся их по­
явлению традиции, они либо под влиянием новаций об ­
новляю тся сами, либо в конце концов уступаю т место 
новациям, которые с течением времени, в свою очередь, 
п р ев р ащ а ю тся в традиции. Если бы этого не происходи­
ло, то не было бы и самого р азв и тия человеческой к у л ь ­
туры.
Процессу обновления традиций посвящено много ф и ­
лософских, культуроведческих, этнографических работ 4. 
Л у ч ш е всего обоснован взгляд, по которому этот процесс 
в клю чает в себя четыре стадии. П е р в а я стадия — это ре­
шительное противодействие, которое привы чная т р а д и ­
ция о к а зы в а е т непривычному новшеству. 
В торая 
с т а ­
д ия — их мирное сосуществование: люди, ори ен тирован ­
ные на традицию, поступают по-своему, лю бители нов­
шеств — по-своему. Н а третьей стадии происходит см е­
шение и взаимопроникновение старого и нового, что, з а ­
метим кстати , сп ец и альн о изучалось 
применительно к 
быту народов К а в к а з а 5. И, наконец, на последней с т а ­
дии трад и ци я в основном уступает место новации, хотя 
что-нибудь из нее м ож ет сохраняться и д а л ь ш е в виде 
остатков, переж итков прошлого.
Естественно, что при обновлении трад и ци й чаще все­
го и раньш е всего в процесс втяги ваю тся наиболее у с т а ­
ревшие, неудобные, вред ны е традиции. Н а за п а д е С е­
верного К а в к а з а , в кл ю ч а я сюда К а б а р д у и Б а л к ар и ю , 
трад и ци я кровной мести у ж е в XIX в. была в основном 
вытеснена уплатой возмещ ения за кровь. О т м и р ал а т р а ­
диция покупного б рака , зам ен яяс ь уплатой кебинных д е ­
нег самой невесте: народны е собрания несколько р а з н а ­
стойчиво принимали такие постановления. Н а ч и н а л а и з­
ж и в а т ь с я д а ж е т а к а я , ка за л о с ь бы, не п р е д с т а в л я в ш а я
социальной опасности традиция, к а к избегание невест­
кой ста рш ей родни: с конца XIX в. у ка б а р д и н ц е в с т а ­
ли п оявл яться д ома не с несколькими, а только с одним
7


входом. Н е м ал о примеров обновления традиций в ны­
нешних условиях д а е т современное право многих з а р у ­
б е ж н ы х мусульманских стран. О т а д ато в там ничего не 
осталось, а принципы ш а р и а т а т а к или иначе со ч етаю т­
с я с нормами, о тр а ж а ю щ и м и изменивш иеся условия ж и з ­
ни. З а убийство, если оно не прощено, полож ен а с м е р т ­
н а я казнь или ден еж н ое возмещ ение за кровь. М и н и м а л ь ­
ный возраст вступления в брак, установленный ш а р и а ­
том, в 12 лет д л я мужчин и в 9 лет д л я ж енщ ин повы­
шен соответственно до 16— 18 и 15— 17 лет. П р а в о м у ж ­
чины на многоженство оговорено множеством условий, 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет