Глава першя
НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХА.ШФАТА
1. ПАДЕНИЕ САСАНИДСКОО ГОСУДАРСТВА Аравия накануне ислама
В историаеских трудах нередко [подчеркивается отсталость арабов накануне возникновения ислами. Это утверждение является односторонним и ошибочным. В 1853гг. ф. Энгельс писал: «Там, где арабы жили оседло, на юго-западе,— они были, видимо, таким же цивилизованным народом, как египтяне, ассирийцы и т. д.; это доказывают их архитектурные сооружения»-1. Полученные с тех пор археологические и эпиграфические материалы 2 полностью подтверждают правоту Ф. Энгельса: южноарабские племена в древности создали могущественные государства, высокую и своеобразную культуру.
Уровень социально-экономического развития различных час-гей Аравии был резко неодинаков. Если на территории Йемена и некоторых других областей во второй половине VI — начале VII в. развивалось земледелие и' горсшская жизнь, то обширные пустыни и степи были местом рбитэания кочевников-бедуинов, главным богатством которых были верблюды. Хотя родоплеменная организация у арабов была еще оченьосильна, у них зарождались феодальные отношения, ход исторического развития приводил к образованию из разрозненных племени Союзов племен единого государства. В начале VII в. возникает новая религиозная система — ислам-
Чтобы проанализировать исторические причины, обусловившие возникновение новой религии— юсцама и стремительное за-
' К.Маркс р! ф- Энгельс. Соч., т. 28, сгр. 5110.
2 ПигулевскОЯ А. Г., 1951, стр. 260 и ел,; ^Лу„дин А. Г., 1961, 1971; Бауэр
Г.М., 1966; ЛуЦдин А. Г., 1971; ЖеЬеп О., 1^27; Вагит^К^к^&агт" а'пег ' "*%
МЬгщМ 1Г. Р.., 1958; Яузктапз I., 1964. $Г^ г Г, ? Т |
^ОреТ §1
он5ч ":
?
всевание арабами колоссальных территорий, необходимо прежде всего рассмотреть классовый состав общества той эпохи и проис ходившие в нем сдвиги. Тот факт, что ислам возник в период образования классового общества у арабов, не вызывает сомнений. Гораздо сложнее проблема определения характера нового классового общества и преобладающего тогда у арабов и на завоеванных ими территориях способа производства, изучение процесса, протекавшего в ту эпоху сложного социального синтеза. Разрешение этих проблем особенно важно потому, что они не только освещают один из важнейших периодов истории народов Востока, но и показывают, идейные запросы какого или каких конкретно классов в первую очередь удовлетворяла новая религия. Разрешение последней проблемы должно дать основу для марксистского анализа идеологической стороны раннего ислама.
Скудость источников, содержащих сведения о социальном строе доисламской Северной Аравии, где возник ислам, особенности средневековой историографии, уделяющей внимание почти исключительно династийной и «священной» истории и постоянно смешивающей сообщения о фактах с легендами, различными фольклорными мотивами, следует отнести к числу причин, в значительной степени затрудняющих решение намеченных выше проблем. Буржуазное исламоведение накопило большое число фактов по данному периоду, создало множество идеалистических гипотез относительно причин возникновения ислама, однако в методологическом отношении в области анализа социальных корней ислама оказалось совершенно беспомощным.
В советской исторической науке существуют две основные тенденции в характеристике сложившегося классового общества. Согласно первой из них, на юге Аравии рабовладельческое общество существовало во всяком случае уже в VI в., а в конце VI — начале VII в. происходит сложение рабовладельческого уклада в Северной Аравии, Хиджазе, в Мекке и Медине, лежавших на важнейшем караванном пути. Во внутренней Аравии, населенной бедуинами, скотоводами-кочевниками, также началось разложение патриархально-общинного строя, но оно происходило здесь гораздо медленнее. Все же и среди бедуинов появились, с одной стороны, богачи — обладатели больших стад, иногда земель, значительного числа рабов-пленников, занимавшиеся зачастую и караванной торговлей, и, с другой стороны,— бедняки, о которых доисламский арабский поэт аш-Шанфара сказал так: «День [бедняк] проводит в одном становище, ночь — в другом, всегда один, верхом на спине опасностей» 3. Эти бедняки все же сохраняли пока свою свободу.
Однако на севере Аравии рабовладельческий уклад не развился з господствующую формацию, поскольку в период кризиса, вызванного переходом к классовому обществу, возник ислам, по-
1 Фильтшинский И. И.., 1965, стр. 29.
явился Мухаммад, оказавшийся незаурядным военачальником, Г)1,1Л принят догмат ислама о священной войне, преемники Мухам-мада стали искать выход из социального кризиса в завоеватель-пых походах, и массы арабов — «воинов ислама» хлынули на территории, где шел быстрым темпом процесс феодализации, либо уже был сложившийся феодализм. Но в этих странах не исчез еще также и рабовладельческий уклад, поэтому он сохранился и у арабов, причем в период завоеваний, в результате захвата большого числа лленных, получил дополнительное развитие. В общем и целом феодальные отношения сложились в халифате после боль-,, ших завоеваний к самому концу VII в. рабство же сохранилось еще долгое время в виде уклада.
Согласно этой же точке зрения, ислам первоначально возник па базе сложившегося рабовладельческого общества и лишь после завоеваний развился в религию общества феодального. Эту ючку зрения разрабатывали у нас Е. А. Беляев, а также А. Ю. Якубовский, С. П. Толстое, И. П. Петрушевский.
Согласно второй точке зрения, уже до возникновения ислама п па юге и на севере Аравии складывались не рабовладельческие, .1 ранне-феодальные отношения, которые стали там господствующими еще до VII в., т. е. до великих завоеваний. Таким обра-юм,-ислам с самого начала был религией формирующейся верхушки феодального общества. Эту вторую точку зрения выдвинули II. В. Пигулевская, А. Г. Лундин, Н. А. Смирнов и Л. И. Надир адзе. Последний обращает внимание на распространение в Аравии VII в. издольной аренды — в тех исторических условиях предпосылки феодальных отношений.
Обе указ-анные точки зрения на обстановку в Аравии VII в. п на социальную природу возникновения ислама имеют пока лишь шачение рабочих гипотез, и окончательное решение проблемы — дело будущего 4.
Не подлежит, однако, сомнению, что общество халифата конца VII в. было уже в весьма значительной степени феодализи-ровавшимся при сохранении рабовладельческого уклада, и завоевание арабами Средней Азии, востока Хорасана и Мавераннахра пелось военно-феодальной знатью, сохранившей элементы кочево^ го быта, и накладывало свойственные такого типа обществам отношения на отношения местного оседлого феодализировавшегося общества, изменяя и ускоряя тем самым процесс феодализации,
Возникновение ислама. Разгром Сасанидского государства
Несколько слов о возникновении ислама. «Пророком» высшего и единого божества — Аллаха выступил Мухаммад, житель круп-
1 Петрушевский И. П., 1966, стр. 7.
7
нейшего центра Аравии — Мекки. Не добившись успеха в родном городе, он со своими приверженцами в 622 г. переселяется в Медину; с этого года начинается мусульманская эра — хиджра-. Подчинив себе мединские племена, Мухаммад впоследствии включает в свою «общину верующих» также Мекку, покоряет ряд других племен, которые признали и Аллаха и его земного «посланника»— Мухаммада. Утвердившееся название .новой религии «ислам» означает «покорность», «подчинение». После смерти Мухаммада (632 г.) в качестве халифа (букв, «преемник», «заместитель») был провозглашен Абу Бакр (632—634 гг.); после него халифом стал Омар (634—644 гг.), в правление которого было завершено подчинение арабских племен и обращение их в ислам. Было создано в высшей степени централизованное теократическое государство, сформировано большое и весьма боеспособное войско5. Арабская знать мечтала о больших завоеваниях, грабеже и захвате богатств в соседних и дальних странах. Недовольство низших слоев арабского общества можно было при этом направить на немусульман, иноверцев, отвлекая их тем самым от классовой борьбы против «своих» эксплуататоров. К тому же и рядовые воины-арабы получали часть добычи, что отнюдь не меньше, чем вера в Аллаха, воодушевляло их в битвах. Для арабских аристократов учение ислама о священной войне за веру служило удобной ширмой, прикрывавшей истинные цели их завоевательных походов.
Завоеватели двинули свои войска почти одновременно против Византии и Ирана. Действия полководцев Йездигерда III (632—651 гг.) —последнего представителя Сасанидов, предпринятые с целью приостановиь движение арабов, ни к чему не привели. В сражениях при Кадисии и Нехавенде (636 и 642 гг.) арабские войска разбили соединенные силы персов и положили конец почти пятивековому существованию Сасанидского государства. В течение 10 лет арабы захватили территорию Ирана, нанесли жестокий удар Византии, овладели Палестиной, Египтом, Сирией и Ираком.
Отступая под натиском арабов из одной местности в другую, Йездигерд III в течение 10 лет скитался по разным городам и странам, стремясь поднять население против арабских завоевателей. Однако его старания не увенчались успехом.
Основная масса населения Сасанидского государства — крестьяне и ремесленники — беспощадно эксплуатировалась са-санидской администрацией, феодалами и зороастрийским жречеством и, кроме того, страдала из-за кастово-сословных ограничений. Длительные войны Сасанидов против эфталитов, тюрков и Византии еще более ухудшили и без того бедственное положение
^ Литература относительно Мухаммада, раннего ислама и арабских завоевании очень обширна (см.: Беляев Е. А., 1965 и Петрушевский И. П., 1966 где имеются ссылки на источники и литературу; 8ашаде{ /., 1965, р 115—129—есто полезные библиографические указания).
8
трудящихся. Все это вызывало недовольство народных масс, и они не стали поддерживать Сасанидов в их борьбе с арабами.
Беспрерывные войны ослабили Сасанидское государство, лишив его былого политического и военного могущества. Вследствие усилен ия провинциальной феодальной знати былая роль центрального правительства резко снизилась, периферия не подчинялась центру. Местные владетели в отдельных областях и провинциях во время вторжения арабов не оказали помощи центральному правительству.
Массы угнетенного населения в ряде случаев связывали надежды на облегчение своего тяжелого положения с арабами и их верой, сулившей всем мусульманам равноправие. Жизнь скоро показала несбыточность надежд народа, но на первых порах это оказало некоторое воздействие и порой ошибочно воспринималось как возрождение традиций маздакитского движения.
Все это л привело к тому, что Сасаниды не смогли сдержать мощного потока арабов и Сасанидское государство пало6.
2. ЗАВОЕВАНИЕ АРАБАМИ МАВЕРАННАХРА (ПЕРВЫЙ ПЕРИОД)
Политическая раздробленность Мавераннахра в середине VII в.
С начала вторжения в Иран арабы ставили своей целью также покорение областей Средней Азии за Амударьей — так называемого Мавераннахра (араб, «по ту сторону реки»). В «Истории Бухары» Наршахи (Хв.) и в сочинении арабского географа Якута (XIII в.) приводится сказание арабов р том, будто сам основоположник ислама Мухаммад заявил, что покорение Мавераннахра является священной и почетной обязанностью последователей его веры.
Мавераннахр переживал в этот период то состояние политической раздробленности, которое возникло уже в IV—V вв. и усилилось к концу владычества эфталитов и Тюркского каганата.
Эту раздробленность характеризует огромное количество'само
стоятельных и полусамостоятельных владений, расположенных к
моменту арабского вторжения на территории нынешнего Таджи
кистана. ' ■'
В Фергане находились северное и южное ферганские княжества, в районе Ура-Тюбе — Уструшана со столицей Бунджикет (около нынешнего Шахристана . Верховья р.,3еравшан вместе со склонами и долинами Туркестанского и Зеравшанского хребтов
6 Подробности относительно состояния Ирана накануне арабского завоевания и хода этого завоевания см.: Пигулевская И. В. и др., 1958, стр. 69—89; Колесников, 1970.
5
входили в состав Буттама. На севере этой области были владения Матча (Масча) и Паргар (совр. Матча и Фальгар). Западнее находилось владение и г. Панч — современный Пенджикент.
В районе Гиссарской долины — Чаганиан — вся долина р. Сурхан (Чаганруд) и западная оконечность Гиссарской долины с главным, городом Чаганиан (около Денау); Ахарун и Шуман — восточнее Чаганиана; Вашгирд—между Кафирниганом и Вах-шем в среднем его течении — со столицей Вашгирд (Файзабад); Кумед — верховья Кафирнигана (р. Рамит) и Вахша,
В районе Курган-Тюбе — область Вахш в равнине Кабодиён— в нижнем течении реки Кафирниган с главным городом Каба-диан.
В районе Куляба — Хутталян — между Пянджем и Вахшской долиной со стороны Хульбук и городом Мунк (Бальджуан). В состав Хутталяна в разное время входили и другие княжества, например, Вашгирд, Кабодиён и др.
В районе Гарма — Рашт со столицей Рашт (Гарм). Дарваз — со столицей Карран. В Горно-Бадахшанской области — Вахан, Шугнан и Рушан, тесно связанные с Бадахшаном. -" Правитель каждой области считал себя совершенно самостоятельным и имел свой особый титул. Отсутствие единства среди правителей Мавераннахра затруднило объединение народов Средней Азии для отпора арабам.
Выход арабских отрядов на границы Средней Азии, Первые набеги на Мавераннахр
Согласно арабским преданиям, мусульманские отряды, преследуя после битвы при Нехавенде (642 г.) разгромленное саса-нидское войско, якобы вошли в контакт с турками Тохаристана еще до смерти халифа Омара, т. е. до 644 г.7. Однако в действительности завоевания в Средней Азии начались десятилетием позже. В 651 г. преследуемый по пятам арабскими отрядами последний сасанидский царь Йездигерд III. подошел к Мерву. Здесь он вынужден был скрываться и был убит (по одной из версий — мельником, в доме которого пытался укрыться) при подстрекательстве собственного вассала — наместника Мерва. В том же году Мервом овладели арабы.
Уже через три года арабы начали совершать первые набеги на Мавераннахр; упоминается, в частности, набег 654 г. на Маймург в Согде. В 667 г. был совершен первый набег на Чаганиан и нанесен сильный удар по эфталитам. Арабы явно готовились к военным действиям в больших масштабах. Одним из подготовительных военно-политических мероприятий было переселе-
7 01ЬЬ И.А.А., 1923, р. 15.
-"
ние из Басры и Куфы в Хорасан 50 тыс. семей арабов. Они были разм-ещены в пяти пунктах в виде гарнизонов.
Можно согласиться с Гиббом, полагающим, что это мероприятие преследовало две цели: усилить безопасность уже завоеванных областей и накопить силы для дальнейших завоеваний 8.
Наршахи сообщает, что арабские завоеватели неоднократно переправлялись тогда через Амударью и совершали набеги на Мавераннахр. Бухарская царица каждый раз уплачивала им дань или преподносила какие-либо дары, чтобы заключить мир и тем самым спасти свое государево от нашествия.
В конце 673 — начале 674 г. арабский наместник Хорасана Убейдаллах ибн Зияд, напав на Мавераннахр, захватил и разорил Рамштан и окрестности Бухары, но, встретив сильный отпор со стороны объединенных войск тюрок и бухарцев, заключил мир.
Получив от бухарской царицы выкуп и уведя в рабство 2 тыс. местных жителей — искусных стрелков из лука (из них он сформировал отряд своей личной гвардии) — Убейдаллах ибн Зияд временно оставил пределы Мавераннахра 9.
В 676 г. новый наместник Хорасана Сайд ибн Осман перешел с большим войском через Амударью и достиг Бухары. Бухарская царица, как обычно, уплатила выкуп, исчислявшийся в данном случае в ЗОО тыс. дирхемов, и выделила группу знатной бухарской молодежи в качестве заложников. Сайд двинулся к Самарканду. Согдийцы мужественно сопротивлялись. Война продолжалась более месяца. В конце концов Сайд был вынужден заключить мир и отступил, взяв пленных и небольшую добычу. На обратном пути он захватил Термез.
Наршахи и Белазури рассказывают о мужественном поступке согдийских заложников, обращенных Саидом в рабство. «Они (заложники. — Б. Г.)... сказали: «Есть ли еще какое-нибудь унижение, которому этот человек (Сайд. — Б. Г.) не подвергал нас? Он взял нас в рабство и дает нам тяжкую работу. Если мы погибнем в унижении, то по крайней мере погибнем с пользой». Они вошли во дворец Сайда, закрыли двери и убили Сайда, а сами покончили жизнь самоубийством» 10.
Любопытный эпизод, характеризующий отношение населения горных областей Мавераннахра к арабским завоевателям, передает Табари. К арабскому наместнику, стоявшему лагерем у Ке-ша, прибыл племянник хутталянского малика. Он изменил своему-народу и предложил арабам идти походом на Хутталян. Намест-
8 01ЬЬ N. Л..,1923, р. 17.
9 Местная традиция об этих событиях отражена в сочинениях Балаз,ури,
Якуби и Наршахи. Несколько иное изложение дает Табари. Разбор версий см.:
От N. А. К., 1923, р. 17—18.
30 Джалилов А., стр. 114—115. Версии источников разобраны Гиббом, см,: ОМ N. А. /?., 1923, р. 18—19.
11
ник согласился и послал своего сына Язида' ибн ал-Мухаллаба.
«У границы Хутталяна,— пишет Табари,— остановился он отдельным лагерем, а племянник мелика — мелик тогдашний был по имени Сабал — остановился своим лагерем, И совершил Сабал ночное нападение на лагерь племянника. Его воины подняли арабский клич. Племянник мелика подумал, что арабы его предали, а арабы, когда он оставил их лагерь, опасались, что он их предаст. И захватил Сабал своего племянника, привез его в свою крепость и убил... После казни племянника мелика мать его послала сказать матери Сабала: «Как надеешься ты на сохранение жизни Сабала после того, что он убил своего племянника! Ведь у убитого осталось семь братьев, и всем им нанесена кровная обида. Ты же— мать единственного сына». И послала мать Сабала в ответ: «У львиц детенышей мало, много их у свиней»11.
После набега Сайда арабские войска в продолжение пяти лет не нападали на Мавераннахр. Третье нашествие на Мавераннахр арабы совершили при наместнике Хорасана Салме ибн Зияде в период правления халифа Язида ибн Муавия в 680—683 гг. По Белазури, арабские отряды дошли до Ходжента, но были там разгромлены 12. Однако самаркандцы и бухарцы потерпели поражение от арабов и вынуждены были откупиться от захватчиков.
В 689 г. сын одного мятежного хорасанского наместника Муса ибн Абдаллах овладел Термезом и полтора десятилетия сохранял власть над этой сильной крепостью. Он не признавал ничьей влас-' ти, нападал на соседние владения и грабил их. Лишь в 704 г. войском центрального арабского правительства при активной поддержке согдийских и тюркских войск удалось ликвидировать этот мятеж 13. Прав А. Джалилов, который пишет: «... Эта победа над Мусой имела двойственное значение. С одной стороны, то, что местные владетели вместе с войсками Арабского халифата ликвидировали власть Мусы,— являлось положительным. Но, с другой,— этим они помогли арабской центральной власти избавиться от мятежника, в какой-то мере служившего помехой для проникновения в Среднюю Азию» 14.
Все военные действия, арабов в Мавераннахре до назначения на должность наместника Хорасана Кутейбы ибн Муслима (705 г) носили, таким образом, разрозненный характер и служили лишь целям обогащения тех или иных арабских цредводителей за счет ограбления захватываемых областей. Разорив и опустошив занятую в результате стремительного набега область, арабские войска возвращались в Мерв.
' Табари, II, стр. 1040—1041.
Белазури, 413. |3 Бартольд В. В., 1963, стр 242. 14 Джалилов А., 1961, стр. 118.
12
\
Борьба согдийцев, тохаристанцев и других народов Средней Азии против завоевателей
Арабская знать решилась осуществить захват Мавераннахра лишь после того, как при халифе Абд ал-Малике ибн Марване (685—705 гг.) был положен конец междоусобной борьбе за власть внутри халифата и подавлены восстания в уже завоеванных странах15. Примерно около 705 г. наместник Хорасана Ку-тейба ибн Муслим начал военные действия, приведшие к захвату Мавераннахра.
Используя раздробленность страны и внутренние распри местных аристократов-дихканов, Кутейба сумел постепенно укрепить позиции халифата в Средней Азии. Он покорил в 705 г. отдельные районы области Балха. Кроме самого Балха, ему подчинились Чаганиан (правитель которого Тиш в это время примкнул к арабам и натр авливал их на соседние вйадения), Шуман и др. В 706 г. он с большими силами вступил в Мавераннахр. Как пишет Табари, Кутейба, переправившись чер*ёз Амударью, двинулся на Пайкенд, пр-ичем в составе его войска Выли дихкан Балха, чаган-худат — изменники, ради своих корыстных целей оказывавшие поддержку завоевателям.
Пайкенд считался в то время одним из самых, цветущих городов Мавераннахра. Его называли «городом купцов», а также «меднобронным городом», так как он имел сильно укрепленную цитадель. Здесь армия Кутейбы впервые; встретила упорное сопротивление жителей. В обороне города участвовали не только пай-кендцы, но и другие согдийцы, к которым пайкендцы обратились за помощью. Вначале на их стороне был перевес, и арабы попали в тяжелое положение. Арабское .войско длительное время было окружено согдийцами, коммуникационные линии Кутейбы были перерезаны. Во всех мечетях'Ира^а и Ирана возносились молитвы. Но Кутейбу спасли не молитвы/ а отсутствие единства среди местных правителей. Постепенно .^которые из; них отвели свой отряды. Ряды защитников Пайкенда Поревели., Этим восполЪзо^ вался Кутейба: он овладел горрдо]м;/разграбил его и направился на Бухару. Осада Пайкенда продолжалась, по некоторым сведениям, 50 дней, по другим—10 месяцев. *, . )
Не успел Кутейба отойти и пяти :фарсахов, т. е. около 30 км, от Пайкенда, как жители этого города восстали И перебили арабский гарнизон. Захватив Пайкенд вторично, Кутейба разрушил его до основания, перебил всех мужчин, а жениДин и детей обратил в рабство. Захватчики овладели здесь такой богатой добычей, какой до этого им не удавалось захватить нигде. Быть может, наиболее важной частью этой добычи было огромное количество
15 Обзор этих событий см.: Беляев Е.А., 1965, стр. 180 и ел.
13
I
оружия и боевых доспехов — целый арсенал. Качество этих изделий было исключительно высоким, ибо с тех пор в арабской поэзии в качестве-эпитета для несравненного мастерства употреблялось обозначение «согдийский». По некоторым сведениям, до захвата Пайкенда в армии Кут'ейбы имелось лишь 350 комплектов боевых доспехов. Поэтому он настоял, чтобы захваченное в Пайкенде боевое снаряжение не попало в разделяемую часть добычи, а вооружил им своих воинов, чем значительно увеличил боевую силу арабского войска 16.
Трагедия Пайкенда показала жителям Мавераннахра, с каким опасным и жестоким врагом они имеют дело. Отдельные владетели Согда, призвав на помощь тюрков, собрали в окрестностях Рамитана (вблизи Бухары) объединенные силы для отпора арабам. Произошло ожесточенное сражение. Арабские войска были окружены.
Тогда Кутейба через тайно подосланных людей натравил царя Согда на тюрок, а тюрок —на царя Согда и таким образом внес раскол в их ряды. Тем временем к Кутейбе подошли высланные ему новые отряды, с помощью которых он вырвался из окружения. Однако огромные потери, понесенные арабскими войсками, заставили Кутейбу временно отказаться от планов завоевания Мавераннахра и вернуться в Мерв.
В 708 г. Кутейба с новыми силами двинулся в Мавераннахр. Несмотря на упорное сопротивление населения Согда, ему удалось достичь владений Бухары и захватить Рамитан. Однако сражение за Бухару не принесло успеха. Понеся большие потери, Кутейба осенью снова был вынужден вернуться в Хорасан. Узнав об этой неудаче, правитель Ирака Хаджжадж, которому Кутейба как наместник Хорасана был подчинен, приказал Кутейбе во что бы то ни стало разбить бухар-худата.
В 709 г. Кутейба с очень большими силами снова перешел Амударью и достиг окрестностей Бухары. Жители Бухары, как и прежде, призвали на помощь согдийцев и тюрок. Разгорелась кровопролитная битва.
Кутейба объявил, что всякий, кто принесет голову одного врага, получит 100 дирхемов. В ставке арабов была воздвигнута большая пирамида из голов воинов Мавераннахра, но это не помогло сломить сопротивление защитников Бухары. Они наносили сильные удары по арабским войскам. Кутейба, опасаясь поражения, вновь прибегнул к обычной для него тактике вероломства и обмана. Он, как рассказывает Наршахи, подослал к царю Согда Тархуну своего агента, который сказал ему, что арабы через некоторое время уйдут и тогда-де тюрки нападут на Тархуна, потому что Согд так богат и прекрасен, что они захотят его захватить. Оманутый и напуганный этими лживыми речами, сог-
6 СиЬЬ Н.А.К., 1923, р. 33—34.
Айнский царь спросил совета, что ему делать. Совет ему был дан, причем чр-езвычайно коварный: заключить мир с Кутейбой, сообщав тюркам, что к арабам двигаются большие подкрепления,— тюрки тогда также уйдут.
Тархун последовал этому совету. Антиарабская коалиция распад ась, и арабские войска сумели занять Бухару.
Кутейба, чтобы упрочить свое положение, заключил договор с согдийским ихшидом Тархуном, взял заложников из числа приближенных царя и установил сумму дани.
Воспользовавшись благоприятной ситуацией во время неудач арабов в Бухарском оазисе, правители некоторых тохаристанских владений, в том числе правитель Шумана, объявили об отказе признавать власть Кутейбы.
В 710 г., собрав новые силы, Кутейба выступил в поход на Шуман. Жители Шумана отвергли ультиматум арабов. Смело и мужественно они сражались против превосходящих сил врага. В одном из ожесточенных сражений правитель Шумана был убит. Кутейба, разграбив город, двинулся к Несефу (вблизи Совр. Кар-ши) и Кешу (ныне Шахрисабз) и овладел ими.
Достарыңызбен бөлісу: |