Предисловие от составителя



бет1/11
Дата19.06.2016
өлшемі1.26 Mb.
#146660
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





Предисловие от составителя
В публикациях о феномене фасцинации явно прослеживаются пять временных периодов.

Первый (1961-63 гг ) – опубликование не самих текстов первооткрывателя феномена фасцинации Ю. Кнорозова, а двух кратких пересказов его концепции (ими открывается настоящий сборник)

После этого образовался вакуум, будто фасцинации и не было вовсе - в том ее понимании, которое было предложено Ю. Кнорозовым.

Второй период – начало 70-х годов прошлого столетия.

В нескольких научных работах появились краткие ссылки на категорию фасцинации и ее автора (в частности, в монографии А. Брудного «Семантика языка и психология человека», изданной в 1973 году).

И в 1973 году сам Ю. Кнорозов наконец в печатном виде высказался о своей концепции, опубликовав фундаментальную по значению статью «К вопросу о классификации сигнализации», в которой изложил свое понимание сигнализации и фасцинации. Увы, статья была опубликована в сборнике научных работ, посвященном проблемам африканистики, и как бы ушла в библиотечную кладовую, в которой ее находили только дотошные специалисты. И можно солидаризоваться с мнением Ю. Лотмана, высказанном им в «Статьях по семиотике и топологии культуры» (с. 81), что теория фасцинации Ю.Кнорозова, имеющая фундаментальное значение, к сожалению малоизвестна. Сам Ю. Лотман узнал о ней из уст автора, когда Ю. Кнорозов в 1972 году читал лекции в Тартуском университете.

Действительно, после статьи 1973 года Ю.Кнорозов о фасцинации ничего, кажется, не опубликовал, хотя беседы и обсуждения о теории фасцинации вел со специалистами, в частности с Ю. Шрейдером. В 1974 г. Ю. Шрейдер в брошюре «Логика знаковых систем (элементы семиотики) выделил несколько страниц феномену фасцинации.

И образовалась следующая полоса молчания.

Третий период – 1982-90 гг.

В 1982 году фасцинации и Ю. Кнорозову посвятил 20 ярких страниц в своей популярной книге о секретах человеческого общения А. Войскунский (А. Войскунский. Я говорю, мы говорим… Изд-во «Знание». 1982) В 1990 г. он выпустил 2-е издание этой интереснейшей книги.

В 1990 году было внесено в словарь «Психология» (2-е издание) под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского определение фасцинации, автором которого является А. Брудный. Это определение стало можно сказать каноническим, оно гуляет из работы в работу, по форумам в Интернете, по многочисленным психологическим и иным словарям. Насколько это определение существенно неточно, насколько оно искажает то, что вкладывал в понимание фасцинации Ю. Кнорозов, я попытался показать в своих работах (их можно скачать из Koob.ru. http://www.koob.ru/sokovnin/).

Четвертый период - 1997 год.

Теперь затянувшееся молчание было прервано Н.Л. Мусхелишвили и Ю. Шрейдером. Одну за другой в 1997 году они опубликовали две статьи, в которых не только изложили суть концепции Ю. Кнорозова, но сделали шаг ее существенного развития (обе статьи в полном варианте представлены в настоящем сборнике). Статьи вышли в научно-техническом сборнике «Научно-техническая информация» и оказались как бы отодвинутыми от внимания широкого круга гуманитариев.

Следует назвать также очень интересную главу «Коммерческий слоган» в книге М. Арапова «Риторика», посвященную фасцинации как важному способу создания эффективных слоганов в рекламе, которую автор выложил в Интернет и она стала широко доступной и очень популярной, замечательно выполняя свою просветительскую роль.

Пятый период – начиная с 2002 года и, кажется, уже перманентно.

В 2002 году вышел в свет журнал «Фасцинология» с моей статьей «Фасцинология как наука». Внимание к фасцинации начало разрастаться, чему в немалой степени помог и созданный мною сайт fascinology.narod.ru.

Создание науки фасцинологии стало, как я это себе представляю, закономерным шагом в развитии идей, заложенных Ю. Кнорозовым. Сам он рассматривал фасцинацию как сигнально-коммуникативный феномен (хотя постоянно выходил за рамки такой интерпретации!). Зауженность такого понимания увидели Н.Л. Мусхелишвили и Ю. Шрейдер и расширили категориальность фасцинации. Оставалось сделать еще один шаг, но безвременная кончина Ю. Шрейдера в 1998 году остановила процесс развития. В 1999 году скончался Ю. Кнорозов.

В изданных мной книгах фасцинация рассматривается как фундаментальный феномен бытия всего живого, включая, само собой разумеется, и наиважнейший коммуникативный аспект.

Интерес к фасцинологии разрастается. Появляются уже и диссертации.

Составляя этот сборник, я счел необходимым представить в нем все, что было издано о фасцинации с момента ее презентации как феномена особого рода и значения в 1961 году Ю. Кнорозовым, чтобы читатель увидел и историю развития проблемы, и те шаги, по которым создавалась теория фасцинации и наука фасцинология. Хочется надеяться, что этот сборник сыграет позитивную роль в распространении фасцинологического знания.

© В. Соковнин
Оглавление
Ю. Кнорозов. Об изучении фасцинации. …………………………………….…… 4

Собеседование по теории сигнализации с Ю. В. Кнорозовым ………………… 4

Ю. Кнорозов. К вопросу о класси­фикации сигнализации ………………. 8

А. Войскунский. Я говорю, мы говорим… ……………………………………. 18



М. Арапов Глава «Коммерческий слоган» 

из книги автора «Современная риторика» …...……...………………………………… 28

см.: http://www.triz-ri.ru/themes/school/school10.asp

Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер. Автокоммуникация

как необходимый компонент коммуникации ………………………………... 35

см.: http://www.viniti.ru/cgi-bin/nti/nti.pl?action=show&year=2_1997&issue=5&page=1

Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер. Информация и фасцинация

в прямой и непрямой коммуникации ……………………………………... 53

см. :http://www.viniti.ru/cgi-bin/nti/nti.pl?action=show&year=2_1997&issue=8&page=1

Из книги В. Соковнин. ФАСЦИНОЛОГ. Штрихи к профессии

III тысячелетия. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЧТО ТАКОЕ ФАСЦИНАЦИЯ? ………... 65

см.: http://www.koob.ru/sokovnin/


Примечание:

все помещенные в сборнике тексты публикуются в образовательных целях



Ю. Кнорозов. Об изучении фасцинации

(краткое изложение доклада - Вопросы языкознания. 1962, № 1, с. 163)


Осенью 1961 г., а именно с 23 по 27 сентября, в городе Горьком, под эгидой Горьковского госуниверситета им. Лобачевского и Горьковского Дома учёных происходило организованное Историко-филологическим факультетом названного университета и Группой прикладной лингвистики и машинного перевода Горьковского физико-технического института «Научное совещание, посвящённое применению математических методов в изучении языка художественных произведений». Пятое заседание открылось докладом Ю. В. Кнорозова (Ленинград) на тему «Об изучении фасцинации».
Под фасцинацией докладчик понимает такое действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается. В частности, таким фасцинирующим воздействием обладает ритм. Как известно, мозг вырабатывает антирезонансную защиту, поэтому интересно проследить, по каким линиям идет преодоление этой антирезонансной защиты. Докладчик обсудил следующие возможности:

а) действуют три ряда раздражителей, например равномерное повторение ударных и безударных слогов, повторение рифм, повторение строфических форм;

б) поэт сознательно отходит от заданной метрической схемы; в) применяются замедления и ускорения. Далее докладчик обращается к историческому развитию фасцинации, намечая следующие этапы: 1) раздельная подача фасцинирующих и информирующих сигналов; 2) повторение фасцинации в каждом сигнале; 3) единицы фасцинирующего ряда не совпадают с единицами сигнального ряда. Эту мысль докладчик иллюстрировал на примере развития инструментальной музыки, пения и поэзии из первобытного синкретизма. В конце доклада Ю. В. Кнорозов остановился на том, что он называет «семантической фасцинацией». Он считает, что неясность, многозначность описания действует как сильнейшее фасцинирующее средство. Искусство собственно и начинается с семантической фасцинации, с того момента, когда человек сделал великое открытие возможности выдумки. В качестве средства семантической фасцинации выступают выдуманные события и мнимые личности.
Собеседование по теории сигнализации

с Ю. В. Кнорозовым
28 и 31 января 1961 г. на расширенном заседании сектора структурной типологии славянских языков Института славяноведения АН СССР состоялось собеседование по общей теории сигнализации, предложенной Ю. В. Кнорозовым на Конференции по обработке информации, машинному переводу и автоматическому чтению текста. В ходе беседы Ю. В. Кнорозов уточнил, развил и дополнил ряд положений своего доклада. В беседе приняли активное участие представители ИТМ и ВТ АН СССР - Вяч. Вс. Иванов, КГУ им. Шевченко - Л. А. Калужнин, Института языкознания АН СССР - А. А. Реформатский и др.

Ниже приводится краткое изложение беседы с Ю. В. Кнорозовым.
Сигналом считается только такое воздействие, физическая природа которого никак не связана с реакцией на это воздействие. Разрыв этой связи намечается еще в неживой природе, в явлениях катализа, но там он не доходит до полного. В связи с этим Ю. В. Кнорозов предлагает считать обмен информацией через сигналы возможным только в живой природе. Сигнализация в живой природе появляется весьма рано, до разделения на растения и животных (сигнализация в дуальной системе, связанной с размножением).

Сигнализация зависит от той системы, которую она обслуживает. Эта зависимость может быть положена в основу классификации систем сигнализаций.

Все системы в живой природе делятся на два типа: 1) организм и 2) объединение. Уже на уровне клетки возникают дифференцированные системы, а затем и интегрированные (развиваются многоклеточные).

Все дифференцированные системы можно разделить на три разновидности:

1. Дуальная система, когда все множество делится на два подмножества, которые находятся между собой в определенных отношениях. Всякая клетка подмножества одного пола, попадающая в сферу воздействия клетки из другого подмножества (т. е. разноименного пола), начинает стремиться к источнику воздействия. Здесь сигнализация получает по наследству механизм воздействия, выработанный в неживой природе.

2. Экологическое сообщество. Здесь возможно объединение в рамках одной системы особей разных видов, определяемое экологическими условиями.

3. Объединение особей одного вида в целях добывания пищи, обороны и т. п.

Дуальная система сохраняется во всех других типах.

Сигнализация в экологическом сообществе и объединении развита довольно широко.

Зависимость типа сигнализации от обслуживаемой системы особенно хорошо видна на примере особенностей сигнализации в рамках объединении. У хордовых можно здесь выделить три типа:

а) одиночные связи (тигр с тигрицей на время воспитания детеныша); здесь сигнализация самая бедная;

б) «гарем» (тетерева, куры и т. п.); происходит специализация сигналов (одни сигналы свойственны только самцам, другие - самкам);

в) смешанное объединение (легло в основу и человеческого общества); сигнализация не приобретает такого рода специализации (самец и самка выступают на паритетных началах).

Сигналы передают множество сходных по отношению к данной системе ситуаций. У животных сигнал конкретен, он может быть подан исключительно в данной ситуации: петух не может рассказать курице о тревоге, которая была вчера. Эти сигналы не образуют системы, они не связаны друг с другом (ср. мурлыканье и мяуканье кошки). Но они занимают строго определенное место в системе «сигнал-действие (акция)». Однако у животных уже намечается процесс превращения этих сигналов, разрозненных, в систему с некоторой степенью организации.

Сигналы 1) начинают дробиться, видоизменяться для обозначения подобных ситуаций и 2) объединяются, появляются соединения сигналов. Так, у кур сигнал тревоги расщепляется на четыре сигнала, обозначая опасность отдаленную и близкую, коршуна и человека. Сигнал призыва, при удваивании, приобретает смысл категорического приказа. У кур имеется до 10 элементарных сигналов, из которых образуется около 20 сигналов. Система крайне экономная.

У человека сигнальный ряд, выражающий акции, отрывается от конкретной ситуации. Сообщение может быть подано независимо от того, когда происходило событие. Поэтому у человека появляется система сигналов, которая приобретает относительную независимость от конкретных ситуаций. Возникает так называемая неотличимость фраз, так как появляется возможность комбинировать сигналы по правилам системы сигнализации, а не по конкретным ситуациям. Можно сказать не только «Волк съел зайца», но и «Заяц съел волка». С помощью языка можно описать ситуации, которые действительно существуют, ситуации, которые возможны, и ситуации, которых не может быть в принципе. Превращение языка в относительно независимую систему создает колоссальные возможности для его использования.

Вторым основанием классификации систем классификации является сама система, число элементов, входящих в функциональные связи между ними, степень сложности и организованности системы. При этом наиболее совершенными системами являются системы со средним числом элементов и некоторой долей беспорядка в системе, дающей ей возможности развиваться.

Третье основание деления систем классификации идет по линии скорости развития системы сигнализации и направлению этого развития. Доходя до определенного состояния, система вдруг резко меняет направление и скорость своего развития. Само развитие системы сигнализации зависит от изменении обслуживаемой системы.

Классификация сигнализации может быть дана но референту, т. е. по тому, что именно передается сигналом. Здесь возможна широкая градация от раздражителя, где референт и раздражитель слипаются воедино, до разрыва между референтом и сигналом, как в языке, когда имеются случаи с фиктивным референтом.

Системы сигнализации можно классифицировать по несущей волне, по модуляции сигнала. Например, оптический сигнал может быть передан на волне в пределах как видимого спектра, так и его невидимой части.

С прагматической точки зрения системы сигналов разделяются так:

1) От кого кому передается сообщение. Здесь возможны различные комбинации подающего и адресата; они могут быть разделены в пространстве и времени, а их роли подающего и принимающего могут оставаться неизменными или взаимно меняться.

2) Понятен ли сигнал для принимающего, нужна ли дешифровка.

3) Зачем передается сигнал, цель сообщения.

В связи с этим Вяч. Вс. Иванов сказал, что язык необходимо изучать и как средство управления. Ю. В. Кнорозов ответил, что здесь программируется поведение личности. Человек производит какой-то ряд действий с конечной целью - это будет операция. Возможность выбора одной операции из соответствующей группы операций Ю. В. Кнорозов называет ипостасью. Ипостась определяется отношением данного человека к другим членам коллектива. Личность - это комбинация ипостасей, она определяется набором отношений данного человека к его коллективу. Минимальное число ипостасей для современного человека - четыре. Каждая ипостась задает соответствующую программу поведения. Между этими программами возникают отношения иерархии. Для воспитания личности используются, с одной стороны, эталоны, т. е. личности, которым следует подражать, а с другой стороны, инструкторы, которые только объясняют, что и как надо делать.

Чтобы добиться выполнения инструкции или команды, надо преодолеть препятствия двух родов: 1) помехи в канале связи и 2) помехи в анализаторе самого принимающего (например, он настроен на другую программу). Поэтому к вводимой новой информации надо добавить шум в анализаторе, который помешал бы выполнять другие команды и создал бы том самым благоприятные условия для восприятия именно данной информации. Обычно фасцинация комбинируется с информацией на одной несущей волне.

Последовательно они применяются крайне редко (в гипнотических сеансах). Фасцинация обычно использует очень сложные ритмы, чтобы не возникло привыкания в анализаторе. Последний способ классификации, предложенной Ю. В. Кнорозовым, основан на соотношении информации и фасцинации. В акустических системах сигнализаций выделяются следующие типы.

1. Монотонная дикторская речь (максимальная информация, минимальная фасцинация).

2. Умышленно интонированная речь.

3. Декламация - приблизительное равновесие информации и фасцинации.

4. Пение - преобладание фасцинации.

5. Инструментальная музыка - информации нет, только фасцинация.

Для оптических систем: 1. Книжный шрифт. 2. Почерк. 3. Реклама. 4. Станковая живопись. 5. Орнамент.

М. И. Бурлакова


См.: Структурно-типологические исследования (сб. статей. Отв. редактор Т. Н. Молошная). Изд-во АН СССР. М., 1962

Ю. Кнорозов



К вопросу о класси­фикации сигнализации
(Кнорозов Ю. В. К вопросу о класси­фикации сигнализации // Основные проблемы африканистики. - М.: Наука, 1973. - С. 324-334.)

0.1. Возможность возникновения и наличия сигналов предполагает существование дифференцированной системы, состоящей из интегрированных единиц, имеющих определен­ные свойства.

Под системой подразумевается некоторое множество ма­териальных единиц, имеющее определенную ориентацию, т. е. относительно независимое от окружающей среды.

Сам факт возникновения, существования и гибели системы является следствием всеобщей связи и взаимообу­словленности. Система представляет собой область повы­шенной взаимной связи. Усиление связи (взаимовлияния) между единицами системы в общем можно рассматривать как повышение организации (иногда именуемой негэнтропией), а ослабление — как повышение энтропии. Система тем больше организована, чем меньше она зависит от окружаю­щей среды и чем больше сама на нее влияет. Иначе говоря, чем выше организация системы, тем больше «степеней сво­боды» у системы по отношению к окружающей среде и со­ответственно тем меньше «степеней свободы» у составляющих систему единиц.

Следует отметить, что повышение организации системы отнюдь не всегда связано с повышением ее устойчивости. В условиях быстро изменяющейся окружающей среды систе­мы с некоторой автономией («степенями свободы») состав­ляющих единиц могут оказаться более устойчивыми, чем системы с очень высокой организацией. По-видимому, для наибольшей устойчивости системы требуется определенный минимакс организации, отклонение от которого понижает устойчивость.

Составляющие систему материальные единицы (извест­ные в форме вещества и поля) могут быть однородными, но по мере повышения организации приобретают различные

с 324

свойства, т. е. специализируются. Чрезмерная (необратимая) специализация составляющих систему единиц повышает ор­ганизацию и понижает устойчивость системы.



В рамках определенной стабильной системы составляю­щие ее единицы могут регулярно или нерегулярно сменяться («поточная система»), что открывает возможность ускоренно­го развития в условиях активного взаимодействия со средой.

По мере развития системы количество составляющих ее единиц возрастает. Если количество единиц превышает неко­торый минимакс, устойчивость системы начинает пони­жаться.

Составляющие систему материальные единицы могут быть соединены друг с другом (интегрированная система) либо разъединены в пространстве (дифференцированная си­стема). Интегрированная и дифференцированная системы на­ходятся в генетической связи. В силу общей закономерности в развивающейся системе количество составляющих единиц увеличивается. Когда дальнейшее увеличение количества единиц ведет к потере устойчивости интегрированной систе­мы, возникает дифференцированная система высшего поряд­ка с интегрированными системами в качестве составляющих единиц.

Развитие системы предусматривает увеличение количест­ва составляющих единиц и повышение организации. Эти две тенденции находятся в противоречии, так как увеличение ко­личества единиц затрудняет организацию. Для динамиче­ских систем характерно ускорение развития. Медленное на первых этапах развитие системы в дальнейшем идет с нара­стающей скоростью до определенного минимакса (превыше­ние которого угрожает устойчивости системы), после чего следует качественный скачок. Воспроизведение уже сложив­шейся системы идет в обратном порядке, т. е. развитие за­медляется. Так, например, «закон Геккеля» можно сформули­ровать следующим образом: онтогенез повторяет филогенез с обратно пропорциональной скоростью.

Все системы неживой и живой природы подчиняются об­щим закономерностям, действующим во Вселенной («универ­сальной системе»). Основной закономерностью для всех си­стем является тенденция к развитию от низших форм к выс­шим. Развитие можно интерпретировать как приобретение данной системой в определенной степени некоторых свойств «универсальной системы».

Возникновение системы высшего порядка в результате ка­чественного скачка приводит к появлению новых свойств, которые, естественно, не могут быть сведены к свойствам составляющих систему единиц. Так, свойства элементарных частиц не аналогичны свойствам основной дифференцирован­ной системы неживой природы — атома, а свойства высших

с 325

интегрированных систем — молекула, кристалла — не являют­ся суммой свойств составляющих их атомов. Каждому уровню свойственны свои особенности и закономерности раз­витии.



В условиях нашей планеты наиболее высокой по органи­зации интегрированной системой является живой организм. Сигнализация является необходимым элементом дифферен­цированной системы, единицами которой являются живые организмы, имеющие достаточно развитой аппарат управле­ния и двигательный механизм (в основном членистоногие и хордовые).

0.2. Сигнализация в ассоциации животных обеспечивает координацию действий членов ассоциации. У млекопитаю­щих животных ассоциация (объединение) имеет различный состав, структуру и степень организации. Однако все объ­единения животных характеризуются однородностью — со­ставляющие их особи являются членами только данного объединения, что, конечно, не исключает текучести членов этого объединения.

Ассоциация людей не является дальнейшим развитием или высшей формой объединения животных, а представляет собой следующий тип дифференцированной системы, т. е. объединение объединений. Составляющей единицей ассоциа­ции у людей (не совпадающей с обществом) является не особь, а коллектив. В связи с этим сигнализация в человече­ской ассоциации относится к высшему типу по сравнению1 с сигнализацией в объединениях животных и приобретает ка­чественно иные свойства и функции.

По отношению к сигналу среди членов ассоциации сле­дует различать индуктора (подающего сигнал), адресата (ко­торому адресован сигнал), свидетеля (случайно принимающе­го сигнал) и перехватчика (умышленно перехватывающего сигнал, адресованный другому члену ассоциации). Индуктор обычно один. Адресат часто множественный, т. е. сигнал ад­ресован группе членов ассоциации.

0.3. Сигнал подается с помощью произвольной мускула­туры и является особой разновидностью действия.

Под действием понимается не любое биологическое дви­жение, а серия движений произвольной мускулатуры, имею­щая определенную цель (например: взять, укусить). Серия действий, имеющая общую конечную цель, составляет опера­цию (например: поймать добычу, устроить логово).

Между членами ассоциации, совместно выполняющими операцию, устанавливается связь, т. е. коррелятивная зави­симость действий одного члена ассоциации от действий дру­гого, При определенных условиях связь может стать функцио­нальной, а именно когда действие одного члена ассоциации вызывает строго определенное действие другого.

с. 326


Сигналы первоначально возникают для обеспечения су­ществующих связей при совместном выполнении операций. При этом сигнал можно рассматривать главным образом как реакцию на отсутствие соответствующего действия дру­гого члена ассоциации (в условиях полной синхронизации совместных действий сигнализации, естественно, не требуется).

Часть широко распространенных сигналов у животных связана не с объединением, а с экологическим сообществом, например сигнал угрозы (шипение, рычание), имеющий целью остановить противника.

0.4. Сигнал является действием, вызывающим действие у другого члена ассоциации. Само по себе сигнальное дей­ствие никакого отношения к выполняемой операции не имеет и может только мешать индуктору. Таким образом, хотя сиг­нал является одним из многих различных действий при сов­местном выполнении операции, он принципиально отличает­ся от других, утилитарных действий.

Первоначально появляясь на базе существующих связей и для их обеспечения, в дальнейшем сигналы служат сред­ством установления и поддержания новых связей между чле­нами ассоциации. Тем самым сигналы являются специаль­ной разновидностью действий, обеспечивающих координацию обычных (утилитарных) действий членов ассоциации и уп­равление ассоциацией.

Соотношение между основными элементами объединения животных (действие — связь — сигнал) можно представить следующим образом:

действие

связь
сигнал










Совместные действия вызывают появление связей (кор­релятивной зависимости) между членами объединения, а связи вызывают появление особой разновидности действий — сигналов (действий, вызывающих действия).

0.5. Сигнал можно рассматривать как частный случай физического воздействия.

Можно легко подобрать примеры полусигнальных дейст­вий. Так, например, чтобы заставить идти, можно подтолкнуть с различной силой.

Преобладающие в объединениях животных сигналы имеют, однако, совершенно иное происхождение, а именно: они связаны с различными побочными действиями и полупроиз­вольными движениями, сопровождающими совместное вы-

с. 327

полнение операций (например, так называемые жизненные шумы в области звуковой сигнализации).



Принимая тот факт, что действие адресата является ре­зультатом воздействия на него сигнала индуктора, можно кон­статировать, что передача энергии отсутствует. Энергия сиг­нального действия и энергия действия-реакции между собой вообще не связаны.

0.6. Возможность возникновения сигнализации обуслов­лена определенными свойствами организма членов объеди­нения, а именно органов чувств, позволяющих принимать си­гналы на расстоянии. В связи с этим необходимо провести резкое различие между активным сигналом (поданным индук­тором) и всеми другими ощущениями, воспринимаемыми ор­ганами чувств адресата.

Любой раздражитель, вызывающий ощущение, каким-то образом действует на организм, хотя воздействие многих раздражителей практически нейтрально. Любой раздражи­тель помимо прямого воздействия может (во всяком случае теоретически) после ряда сочетаний заменять другой раз­дражитель, т. е. стать условным раздражителем (объектив­ным сигналом) и вызывать непроизвольную реакцию (условный рефлекс), примерно такую же, какую мог бы вы­зывать подмененный прямой раздражитель. Таким образом, любой условный раздражитель вызывает две реакции — пер­вую как прямой раздражитель и вторую как заменитель другого прямого раздражителя.

Активный сигнал, поданный индуктором, для органов чувств адресата является одним из многих раздражителей и может рассматриваться как некоторая разновидность ус­ловного раздражителя, вызывающего условный рефлекс.

Однако, хотя механизм условных рефлексов широко ис­пользуется в сигнализации объединений животных, имеется существенная разница между активным сигналом и услов­ным раздражителем.

Условный раздражитель вызывает непроизвольную реак­цию организма, но вовсе не обязательно отражается на по­ведении члена объединения. Сигнал имеет целью вызвать определенную реакцию, побудить адресата совершить опре­деленное действие. Сигнал обычно является командой, кото­рая, однако, выполняется не всегда, т. е. не рефлекторно. При совместном выполнении операции органы чувств каж­дого члена объединения воспринимают множество прямых и условных раздражителей, значительная часть которых от­влекает его от выполнения операции. Сигнал как раз направ­лен против этих помех и обеспечивает успешное выполнение операции.

В естественно возникших условных рефлексах условный раздражитель заменяет определенный конкретный прямой

с. 328


раздражитель. Так, например, вид конкретной пищи вызы­вает представление о связанных с ней определенных вку­совых ощущениях. Сигнал в объединениях животных, наобо­рот, всегда обобщен (часто до предела) и никогда не обо­значает конкретный раздражитель. Например, призывный сигнал к еде никогда не дает указания на характер пищи.

0.7. Сигнал в объединениях животных является матери­альной формой сообщения. Сообщение обычно является командой (в открытом или скрытом виде). Сигнал передает сообщение о ситуации, в том числе и о событии (как частном случае ситуации). Во многих случаях сообщение о ситуации (событии), например о приближении врага, является одновре­менно и командой (типа «тревога!»).

Сообщение о ситуации дается, как правило, одним сигна­лом. В звуковой сигнализации такой сигнал состоит из ком­плекса звуков, группирующихся вокруг «слогообразующего», который можно артикулировать протяжно.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что в сигнализации жи­вотных встречается сдваивание сигналов. При этом каждый сигнал сохраняет свое значение, но один употребляется в ро­ли своего рода детерминатива, например призывный сигнал кошки к котятам, состоит из короткого мурлыканья, перехо­дящего в мяуканье («благожелательный призыв»).

Встречаются случаи перехвата сигналов в объединениях животных. Так, например, тигр имитирует брачный призыв оленя с целью заманить добычу. По некоторым рассказам, волк, подкопавшись под свинарник, имитирует хрюканье свиньи, чтобы успокоить поросят.

1.1. Переход от объединения к высшему типу дифферен­цированной системы («объединению объединений»), привед­ший к возникновению человеческого коллектива в качестве составляющей единицы, потребовал соответственно и сигна­лизации высшего типа.

В человеческой сигнализации, т. е. звуковой речи, содер­жанием сообщения также является ситуация, однако расчлененная на составные части (триада):
субъект — действие — объект
Определение и обстоятельство не являются членами триа­ды, так как введение их не изменяет сообщения о ситуации, а только дает дополнительную информацию.

Расчленение ситуации на триаду потребовало значитель­ного количества новых сигналов для передачи сообщений. Теоретически могло быть два основных технических пути — либо наращивание количества сигналов прежнего типа, либо использование сдваивания (соединения) уже имеющихся сиг­налов, причем пара получала новое значение. Практически возможен был только второй путь, так как органы артику-

329

ляции и слуха не давали возможности резко увеличить коли­чество обычных сигналов. В конечном счете пара сигналов -- (каждый из которых раньше передавал ситуацию) стала обо­значать элемент триады.



Применение принципа соединения (сдваивания) дало воз­можность создать сигнализацию нового типа, т. е. язык, с громадной избыточностью. Потенциального запаса возмож­ных комбинаций вполне хватило не только для ближайших: потребностей, но и для весьма отдаленного будущего.

1.2. Во время возникновения языка применялось только сдваивание. Полученные новые единицы соответствовали наи­меньшей семантической единице, т. е. — приблизительно современной морфеме. Таким образом, каждая морфема первоначально являлась биномом (в том числе, конечно, и с нулевым компонентом).

Учитывая, что количество синхронно употребляемых мор­фем в любом языке около 1600, можно полагать, что числа исходных сигналов, послуживших материалом для языка, бы­ло порядка 40 (что соответствует примерно количеству сиг­налов в объединениях антропоидов).

Перестановка компонентов бинома при этом, по-видимому, не должна учитываться, так как скорее всего на ранних эта­пах она не воспринималась (о чем свидетельствуют и пере­становки в ранней детской речи).

Первоначальные единицы языка, конечно, не были мор­фемами в современном смысле слова, а стали таковыми по ходу развития языка с использованием того же принципа со­единения, т. е. с возникновением словоформ.

С точки зрения фонетической первоначальные единицы; языка имеют весьма мало общего с современными морфема­ми (хотя бы уже по различию органов артикуляции). Далее, по ходу развития языка фонетический состав морфем, на­сколько можно судить, полностью сменился несколько раз.

1.3. Переход к сигнализации принципиально нового типа, в которой ситуация передается не одним сигналом, а сигналь­ным рядом с расчленением ситуации на триаду (субъект — действие — объект), привел к появлению в сигнализации совершенно новых качеств.

Расчленение ситуации обусловило возможность отрыва oт нее сигнального ряда. До этого сигнал мог относиться толь­ко к синхронной ситуации. Теперь сигнальный ряд мог сооб­щить о ситуации, имевшей место раньше или имеющей про­изойти в будущем.

Расчленение ситуации обусловило возможность моделиро­вать ее, т. е. сообщать о такой ситуации, которая была, о та­кой, которая могла бы быть, а также и о такой, которой во­обще не может быть. Причем все это достигалось самыми про­стыми средствами, а именно заменой элементов триады.

с 330


В связи с этим основной функцией новой сигнализации (языка) стала моделирующая (помимо прежней коммуника­тивной). Мышление, т. е. внутреннее (немое) воспроизведение сигнального ряда, в основном является моделированием си­туаций. Именно моделирующая функция человеческой сигна­лизации дала возможность заранее планировать операции, в том числе и никогда ранее не выполнявшиеся.

2.1. Сигнал (сигнальный ряд), как и условный раздражи­тель, действует двояко. В качестве сигнала он передает сообщение о ситуации (команду). Одновременно он является некоторым физическим фактом, действующим на органы чувств, прямым раздражителем (а иногда и условным, помимо референта). Эта двойственность сигнала и возможность видоизменять его в достаточно широком диапазоне притом же референте дала основание использовать его физиче­ские свойства (как раздражителя для повышения вероятно­сти выполнения команды).

Анализатор адресата находится в различных состояниях в зависимости от внешних и внутренних раздражителей. Не­которые раздражители, особенно ритмически повторяющиеся, приводят к некоторому затормаживанию анализатора. Такое воздействие (фасцинация) широко используется для усыпле­ния и приведения адресата в состояние гипнотического сна. В последнем различается несколько фаз: сонливость, шарм, сомнамбулизм, каталепсия. В фазе шарма анализатор перестает воспринимать поступающие в рецепторы раздражители, за исключением сигналов индуктора.

Механизм воздействия фасцинации обычно объясняется законом иррадиации. Воздействие через рецептор на один участок анализатора постепенно распространяется на весь анализатор, за исключением «сторожевого поста», через ко­торый осуществляется контакт с индуктором (раппорт). При этом важно отметить, что связь между индуктором (гипно­тизером) и находящимся в фазе шарма или сомнамбулизма адресатом близка к функциональной, т. е. адресат выполняет любые нормальные команды, за исключением резко противо­речащих практике своего коллектива.

В состоянии бодрствования обычно быстро сменяются раз­личные микрофазы (в основном связанные с эмоциями), при­чем некоторые из них в той или иной степени напоминают начальные гипнотические фазы (сонливость, шарм). Мини­мальная продолжительность микрофазы, по-видимому, равна времени «бесшумной» работы мозга (долям секунды). Пе­реход от одной микрофазы к другой может быть вызван как постоянным или ритмическим раздражителем, так и вне­запным «шокирующим» раздражителем.

2.2. Вероятность выполнения команды, принятой адреса­том, находящимся в микрофазе, сходной с шармом, естествен-

с. 331

но, резко повышается. В связи с этим в сигнализации широко используются физические свойства сигнала как фасцинирующего раздражителя.



В объединениях животных многие сигналы (например, при­зывный сигнал кошки, ищущей кота) повторяются довольно большое число раз через короткий интервал. Такое повторе­ние команды является, с одной стороны, контрольным, или избыточным (пока не услышит адресат), а с другой стороны, в силу ритмического построения, обладает определенными фасцинирующими свойствами. Такие свойства (постепенного или внезапного, «шокирующего» действия) присущи большин­ству сигналов в объединениях животных.

2.3. Человеческая сигнализация с длинными рядами является весьма удобной для использования фасцинирующих приемов, в том числе для ритмической организации. По-ви­димому, одним из наиболее ранних приемов было растягива­ние гласных (глиссандирующее пение, речитатив). Ритмиче­ская организация звукового сигнального ряда достигалась различным путем, в том числе повторением ударений (даже с нарушением принятых) или фонем (рифмованная проза), или того и другого (рифмованные стихи).

Однако анализатор, неоднократно подвергаясь определен­ному ритмическому раздражению, перестает его восприни­мать (например, постоянное тикание стенных часов), что, очевидно, следует квалифицировать как «противотормозную (антирезонансную) защиту». Построенный строго ритмиче­ски сигнальный ряд может сходным образом утратить фас­цинирующие свойства после нескольких повторений. В поряд­ке борьбы с «противотормозной защитой» широко применя­лись различные нарушения однообразного ритма, например, перебой стопы в стихах (естественно, при декламации, а тем более при пении фасцинирующие свойства резко усили­ваются).

Разумеется, фасцинирующие свойства сигнального ряда не могут оцениваться в информационных единицах. Как уже упоминалось, фасцинирующие свойства связаны с прямым раздражителем, а не с сигналом. Естественной технической единицей измерения при ритмическом построении является такт или стопа, т. е. наименьшая ритмическая единица. Ос­новной единицей является некоторый минимум ритмических единиц, достаточный для перевода адресата из одной микро­фазы в другую (строфа, куплет, мотив).

2.4. Современную человеческую сигнализацию в двух ее основных разновидностях (звуковая и зрительная) можно подразделить на нейтральную, в которой преобладающую роль играет информация (смысл сообщения), и фасцинирующую, в которой основную роль играет фасцинация (свойства сигнального ряда). Простейшим, критерием для отнесения ко

с. 332


второму из них подразделений является желание адресата получить дважды и более уже принятое сообщение (напри­мер, прослушать второй раз уже известную песню).

В соответствии с существующей в настоящее время прак­тикой наиболее целесообразно выделить пять подразделений (с симметричным расположением).




Информация

Фасцинация

Звуковая

Зрительная

(смысл)

(свойство)

сигнализация

сигнализация

1. Действует

нейтральна

речь

текст

2. Действует

действует

интонация

каллиграфия




частично







3. Действует

действует

декламация

плакат

4. Действует

действует

пение

живопись

частично










5. Нейтральна

действует

музыка

орнамент

Первое подразделение представлено в основном печатны­ми текстами, шрифт которых практически нейтрален. Неинтонированная речь практически не встречается, хотя интона­ция может быть представлена очень слабо. Монотонная речь обладает определенными фасцинирующими свойствами.

Второе подразделение преобладает в бытовой жизни в виде более или менее сильно интонированной речи, а также рукописных текстов (письма, записки), так как почерк ока­зывает определенное воздействие. Преобладающую роль играет, однако, информация, т. е. смысл сообщения.

Третье подразделение характеризуется равновесием ин­формации и фасцинации. Оно изредка встречается в бытовой жизни, так как речь сильно взволнованного (или же притво­ряющегося таковым) часто приобретает ритмическое построе­ние (спонтанная фасцинация). Третье подразделение широ­ко применяется в различных торжественных случаях (на­пример, речитатив в церковной службе). Соответствующая графическая разновидность (соответствующая древней пикто­графии) широко используется в рекламных целях.

Четвертое подразделение характеризуется преобладанием фасцинации. Содержание сообщения обычно давно известно адресату. В бытовой жизни довольно широко используется, например в виде песен, не только для фасцинации, но и для аутофасцинации (приведения себя в определенную микро­фазу).

В государстве становится областью мастеров-профессиона­лов и широко используется для пропаганды.

Пятое подразделение почти или полностью утрачивает сигнальный характер, т. е. не передает никаких сообщений, обладая фасцинирующими свойствами. Широко используется для создания некоторого общего фона или вступления.

333
2.5. Фасцинирующая сигнализация, обеспечивающая свя­зи, близкие к функциональным, играет огромную роль и яв­ляется (как и сигнализация вообще) неотъемлемым элемен­том коллектива. В связи с этим попытки частичного запреще­ния фасцинирующей сигнализации (имевшие место при смене религий) оказались невозможными и привели только к появлению новых разновидностей.

Хотя фасцинация очень широко применяется в области искусства, последнее никак нельзя сводить к фасцинации. Задачей искусства является в основном создание образа (реже ситуации), т. е. создание у адресата представления о личности, которая могла бы быть положительным или отрицательным эталоном, подходящим для следования, подражания или проецирования. Для создания представле­ния о личности необходимо выбрать ситуацию (фокусный момент), которая бы дала соответствующую характеристи­ку. В бытовой жизни фокусный момент, изменяющий пред­ставление о личности, обычно наступает неожиданно и часто связан с совершенно незначительной ситуацией. В области искусства избрать ситуацию, которая была бы фокусным моментом, т. е. создала или изменила представление о лич­ности, обычно удается только мастерам.

Если фокусный момент удачно избран, то у адресата воз­никает адекватное представление о личности и в том случае, если мастер не применил или почти не применил фасцинирующие приемы. Наоборот, если ситуация не является фо­кусным моментом, то у адресата не возникает адекватного представления, независимо от того, какие при этом примене­ны фасцинирующие приемы. Таким образом, в искусстве ис­пользуется фасцинация, но искусство не сводится к техни­ке фасцинации, если не считать отдельных разновидностей (например, орнаментики).

с. 334



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет