Преподавание литературы в ХI классе: Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях. / Под редакцией Г. А. Обернихиной. Часть II. — М.: АРКТИ, 2001. — 216 С.
Содержание
О курсе литературы в ХI классе ………………………………………………………………………..3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………………………………...5
ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ………………………………………………………...8
Тема гражданской войны в советской литера Нравственные проблемы в романе «Разгром» ….....8
Тема интеллигенции и революции в романе «Разгром» …………………………………………….12
БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ …………………………………………………………...14
Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова. Новаторство в темах, идеях,
стилистике. Судьба произведений М.А. Булгакова …………………………………………………15
М. А. Булгаков-сатирик. «Собачье сердце». Роман «Мастер и Маргарита» ………………………20
Мастер и музыка. Перечитывая М. А. Булгакова (отрывки) ………………………………………..22
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ ………………………………………………………………………………...31
Слово об Андрее Платонове. Рассказы Платонова разных лет..........................................................31
Повесть А. Платонова «Котлован» (темы, сюжет, композиция) .......................................................32
Система персонажей повести А. Платонова «Котлован».
Художественные особенности произведения ………………………………………………………..33
АХМАТОВА АННА АНДРЕЕВНА ………………………………………………………………….33
«Так молюсь я твоей литургией...» (жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой) …………...34
Лирика А. А. Ахматовой. Темы поэта и поэзии. Тема А. С. Пушкина.
Тема Родины и гражданского мужества ……………………………………………………………...46
Трагедия личности, тема судьбы народа в поэзии А. А. Ахматовой ................................................47
Анна Ахматова «Библейские стихи» …………………………………………………………………50
ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ………………………………………………………..58
Начало творческого пути. Картины гражданской войны и
классовой борьбы на Дону в сборниках «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» ……………...59
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Картины жизни донского
казачества. Быт и нравы. История семьи Мелеховых ……………………………………………….59
Ожесточение человека на войне. Первая мировая война и народ
в изображении Михаила Шолохова …………………………………………………………………..60
Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон
на Дону. Нравственная, а не классовая позиция автора …………………………………………….61
Трагедия Григория Мелехова. «Казачий Гамлет» …………………………………………………..62
Тема любви в романе «Тихий Дон». Женские образы в романе . ………………………………….62
Опорные вопросы для урока-лекции «Роман М. Шолохова “Поднятая целина”» ………………..63
«ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
ХХ ВЕКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА ……………………………………………..65
Литература второй половины ХХ века …………………………………………………………….....66
Тема войны и мира в советской литературе …………………………………………………………70
В чем смысл жизни? (по произведениям Ю. Трифонова, В. Липатова,
В. Распутина, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, В. Шукшина и др.) …………………………………...79
Личность в условиях социальной несвободы (А. Солженицын, В. Дудинцев и др.) ……………..81
Литература «онтологического реализма» (деревенская проза) .........................................................84
Литература андеграунда ………………………………………………………………………………86
Поэзия в 50—90-е годы ………………………………………………………………………………..89
ТВАРДОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ …………………………………………………...90
Лирика А. Твардовского разных лет ……………………………………………………………….....91
Слово о Твардовском. Поэма А. Твардовского «По праву памяти» …………………………….....92
ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ………………………………………………………………93
Жизненный и творческий путь Б. Л. Пастернака ……………………………………………………93
Своеобразие лирики Б. Пастернака …………………………………………………………………..97
Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе ……………99
Стихотворения Ю. Живаго и их роль в раскрытии идеи и
проблематики романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» …………………………………………..102
АЙТМАТОВ ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ …………………………………………………………...107
Краткая биографическая справка. Обзор творчества по произведениям ………………………...107
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: “ЗА” И “ПРОТИВ” ………………………………………..113
Дискуссия «Социалистический реализм: “за” и “против”» ……………………………………….113
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………114
№ 1. Темы сочинений по курсу литературы ХХ века (примерные) ………………………………114
№ 2. Межпредметные связи (русский язык и литература) ………………………………………...119
№ 3. Примерные вопросы к зачету по русской литературе ХХ века ……………………………..137
О КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ХI КЛАССЕ
Задача авторов — помочь учителю, опираясь на имеющуюся учебно-методическую литературу, учебники, хрестоматии, материалы и разработки данного пособия, эффективнее и целесообразнее реализовать основные цели и задачи литературного образования, заявленные в нормативных документах. (См. программно-методические материалы: 5—11 классы. / Сост. Т. А. Калганова. — М.: Дрофа, 1998. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область филология.)
Учебники и хрестоматии
1. Русская литература ХХ века: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2-х частях / Под ред. В. В. Агеносова. — М.: Дрофа, 1996.
2. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В. П. Журавлева. — М.: Просвещение, 1997.
3. Русская литература ХХ века: 11 класс: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. — М.: Мнемозина, 1998.
4. Российская школьная хрестоматия: 11 класс: 2 ч. / Сост. В. Коровина, В. Коровин. — М., 1996.
5. Русская литература ХХ века: 2 т. / Сост. А. Баранников, Т. Калганова, Л. Рыбченкова. — М., 1996.
Отметим, что развитие литературы в ХХ веке прошло стадии спадов и подъемов. Условно можно выделить следующие периоды развития литературы ХХ века:
1) Литература рубежа веков (1890—1917);
2) Литература 20-х — конца 50-х годов ХХ века;
3) Литература второй половины ХХ века (конец 50-х начало 60-х годов по настоящее время).
Каждый из них делится на более частные периоды (например, литература 20-х годов; литература 30-х годов и т. д.) со своими специфическими тенденциями. Четкость периодизации литературного процесса в целом и выявление тенденций развития литературы определенного периода помогают лучше понять М. Горького и В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина, А. Ахматову и М. Цветаеву, М. Булгакова и Б. Пастернака, М. Шолохова и А. Платонова... Осмыслить революцию 1917 года в христианских категориях (А. Блок «Двенадцать»; А. Белый «Христос воскрес»; С. Есенин — поэмы 1917—1922), увидеть революционно-религиозную утопию в поэмах С. Есенина 1917— 1922 гг. («Товарищ», «Певучий зов», «Отчарь», «Происшествие», «Пришествие», «Приображение», «Небесный барабанщик») и результат этих событий в творчестве А. Солженицына, В. Дудинцева, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Шаламова.
Разделы «Готовясь к уроку» конкретизируют предыдущие общие разделы. Какие материалы включены в них? Мемуары, исследования о писателях; краткие летописи жизни и творчества; фрагменты художественных текстов, которые могут быть размножены и служить дидактическим материалом; разработки тем и уроков; вопросы и задания для учащихся; темы сочинений и т. д. Фрагменты из статей музыковедов, искусствоведов дают возможность иначе «прочитать» и проанализировать изучаемые произведения.
Многообразие заданий в разделе «Письменные работы» дает учителю возможность выбирать приемлемые для конкретного класса. Отметим, что письменные ответы на вопросы, подготовка рефератов, лингвистический анализ рекомендуемых текстов на уроках русского языка, тексты диктантов и изложений на материале художественных произведений развивают самостоятельность и творческую активность школьников, способствуют их общекультурному и литературному развитию. Необязательно каждый ученик должен письменно ответить на все вопросы (можно по выбору); рефераты ученик готовит не чаще одного раза в полугодие. Защищать рефераты можно на зачете. Все письменные работы, которые школьники выполняли при изучении темы, обязательно оцениваются и учитываются. Планирование письменных работ на весь учебный год (в связи с изучением курса литературы) способствует активизации этого процесса, исключает перегрузку учащихся письменными работами в конце учебной четверти, дает возможность привлечь к выполнению сложных заданий (докладов, рефератов) в течение учебного года всех учащихся, дифференцировать задания с учетом реальных способностей школьников. Появляется возможность координировать проведение письменных работ уроками русского языка. Главной идеей построения системы письменных работ является идея развития знаний, умений, навыков и мотивов деятельности. А главными условиями, способствующими развитию, следует назвать преемственность и усложнение, которые рассматриваются как дидактические условия эффективности формирования понятий и их систем.
Некоторые пояснения к планированию.
1. Рекомендуемые произведения живописи и музыки хронологически совпадают с периодом литературы, о котором идет речь, служат иллюстрациями к произведениям и т. д.
Цель использования их на уроке — активизировать художественное восприятие литературы.
2. В разделе «Советуем прочитать» дана литература, которая поможет учителю в подготовке уроков. Часто список велик — для того, чтобы была возможность выбора.
3. Статьи, манифесты и декларации — этот материал использовать необходимо. Формы работы — составление тезисов, ответы на вопросы и т. д. Возможно проведение семинаров.
4. Обращаем внимание на то, что в пособии представлены образцы различных типов уроков и занятий — лекции, семинары, исследования, зачеты и т. д. Мы не приводим подробные методические и теоретические рассуждения об этих уроках, но краткие пояснения к ним есть (о лекциях, зачетах); уроки-семинары разработаны подробно (см. «Библейские стихи» А. Ахматовой, «Стихотворения Юрия Живаго и их роль в раскрытии идеи и проблематики романа»), поэтому пояснений специальных в тексте нет. Не всегда материал четко делится по урокам. Иногда он рассчитан на несколько уроков. Учитель сам его перераспределит.
5. Материалы к зачету тоже носят характер рекомендаций. Предлагаются варианты. Но в любом случае проверяются все письменные работы по теме, стихотворения наизусть. Оценки лучше выставлять за каждую работу.
6. В некоторых темах подробно расписаны домашние задания, как модели для самостоятельного планирования.
7. Заучивание наизусть следует проводить в соответствии с требованиями программы.
8. Пособие поможет и учителю, который работает в гимназических классах и в классах с углубленным изучением литературы. Во многих разделах пособия на это есть прямое указание, соответствующие материалы и разработки.
9. Приложения.
Приложение № 1. Темы сочинений по курсу литературы ХХ века (примерные).
Приложение № 2. Межпредметные связи (русский язык и литература: часть I — тексты диктантов и изложений, связанные с литературными темами; часть II — тексты из произведений изучаемых авторов).
Приложение № 3. Примерные вопросы к зачету по русской литературе ХХ века.
10. Все три приложения носят характер рекомендаций.
Авторы-составители. Г. А. Обернихина («О курсе литературы в ХI классе», «Горький Алексей Максимович», «Есенин Сергей Александрович», «Маяковский Владимир Владимирович», «Булгаков Михаил Афанасьевич», «Ахматова Анна Андреевна», «Пастернак Борис Леонидович», «Айтматов Чингиз Торекулович», «Социалистический реализм: «за» и «против», Приложения №№ 1—3); И. А. Биккулова («Тенденции развития литературы с 1917 по 1950 гг. ХХ века. Общая характеристика периода», «Андрей Платонов», «Шолохов Михаил Александрович», «Твардовский Александр Трифонович»); С. И. Бойко («Фадеев Александр Александрович»).
Разделы, написанные совместно:
I. «Тенденции развития литературы на рубеже веков. Конец ХIХ — начало ХХ века (характеристика литературного процесса конца ХIХ — начала ХХ века)» — Г. А. Обернихина; «Проза конца ХIХ — начала ХХ века» — Г. А. Обернихина; «Уроки по творчеству Л. Андреева» — И. М. Лейфман; «Изучение поэзии “серебряного века”» — Г. А. Обернихина, И. А. Биккулова.
II. «Блок Александр Александрович» Г. А. Обернихина; разделы «Система уроков по творчеству А. А. Блока» — О. Е. Поремузова, И. М. Лейфман.
III. «Тенденции развития литературы второй половины ХХ века» — И. А. Биккулова; «Тема войны и мира в советской литературе» — Г. А. Обернихина; «В чем смысл жизни (по произведениям Трифонова, Распутина, Бондарева, Айтматова, Шукшина и др.)» — Г. А. Обернихина; «Личность в условиях социальной несвободы (А. Солженицын, А. Дудинцев и др.)» — Г. А. Обернихина; «Литература “онтологического реализма” (деревенская проза)» — Г. А. Обернихина; «Литература андеграунда» — И. А. Биккулова.
Во второй части 10 тем, материал которых распределен на 54 урока, и три приложения.
Тема 7. Фадеев Александр Александрович.
Тема 8. Булгаков Михаил Афанасьевич.
Тема 9. Андрей Платонов.
Тема 10. Ахматова Анна Андреевна.
Тема 11. Шолохов Михаил Александрович.
Тема 12. Тенденции развития литературы второй половины ХХ века. Общая характеристика периода.
Тема 13. Твардовский Александр Трифонович.
Тема 14. Пастернак Борис Леонидович.
Тема 15. Айтматов Чингиз Торекулович.
Тема 16. Социалистический реализм: «за» и «против».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ (136 ЧАСОВ)
№№
Темы
|
№№ Уроков
|
Тема уроков
|
Примечание
|
№ 1
|
|
Тенденции развития литературы на рубеже веков; (конец ХIХ — начало ХХ века). Общая характеристика периода
|
|
1-2
|
Характеристика литературного процесса конца ХIХ — начала ХХ века
|
|
3-9
|
Проза конца ХIХ - начала ХX века Обзор с изучением одной — двух тем (по выбору учителя и учащихся):
— Куприн А. И.
— Бунин И. А.
— Андреев Л. Н.
|
|
10
11-12
13
14
15-16
|
Изучение поэзии «Серебряного века».
Возникновение различных литературных течений в конце ХIХ — начале ХХ в. (на примере поэзии)
Символисты и символизм
Акмеисты и акмеизм
Футуристы и футуризм
Зачет по теме: Тенденции развития литературы на рубеже веков (конец ХIХ—начало ХХ века)»
|
Зачет можно проводить во внеурочное время
|
№ 2
|
|
Горький А. М.
|
|
17-18
|
Жизнь и творчество, личность М. Горького (с обращением к автобиографическим произведениям)
|
|
19-20
|
Раннее творчество М. Горького («Челкаш», «Старуха Изергиль», «Человек»)
|
|
21-22
|
Роман «Фома Гордеев» М. Горького
|
|
23-24
|
Горький – драматург. Пьеса «На дне»
|
|
25-26
|
Роман М. Горького «Мать» как «своевременная книга» (В. И. Ленин)
|
|
27
|
Публицистика М. Горького. Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре
|
|
28
|
Зачет по теме «А. М. Горький»
|
|
№ 3
|
|
Блок А. А.
|
|
29-30
|
Жизнь, творчество, личность А. Блока
|
|
31-32
|
Темы, идеи, стилистика творчества А. Блока
|
|
33-34
|
Поэма А. Блока «Двенадцать»
|
|
35
|
«Если бы я писал картину...» (А. Блок, В. Васнецов, И. М. Нестеров, М. В. Врубель)
|
|
№ 4
|
|
Есенин С. А.
|
|
36-37
|
Личность С. Есенина. Жизнь и творчество поэта
|
|
38-39
|
Анализ лирики поэта
|
|
40-41
|
Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме
|
|
№ 5
|
|
Маяковский В. В.
|
|
42-43
|
Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество В. В. Маяковского (В. Маяков ский в воспоминаниях современников)
|
|
44-45
|
В. Маяковский и Октябрь. Проблематика творчества. Драматургия В. В. Маяковского («Клоп», «Баня»). Работа в окнах РОСТа
|
|
46
|
Художественный мир поэмы «Во весь голос»
|
|
47-48
|
Новаторство поэзии В. В. Маяковского. Творчество В. В. Маяковского в оценке современного читателя
|
|
№ 6
|
|
Тенденция развития литературы в 1917 по 1950 годы ХХ века
|
|
49
|
Общая характеристика развития русской литературы 1917-1920 гг.
|
|
50
|
Русское литературное зарубежье
|
|
51
|
Русская литература 1920-1940 гг. (с анализом одного-двух произведений)
|
|
52
|
Великая Отечественная война и русская литература (с анализом одного-двух произведений)
|
|
53-54
|
Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений
|
|
№ 7
|
|
Фадеев А. А.
|
|
55
|
Тема гражданской войны в советской литературе. Нравственные проблемы в романе «Разгром»
|
|
56
|
Тема интеллигенции и революции в романе. Современная полемика о романе
|
|
№ 8
|
|
Булгаков М. А.
|
|
57-58
|
Жизнь, творчество, личность, новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений М. А. Булгакова
|
|
59-60
|
М. А. Булгаков-сатирик. «Собачье сердце». Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
|
|
61-62
|
«Мастер и Маргарита». Перечитывая М. А. Булгакова
|
Можно провести во внеурочное время
|
№ 9
|
|
Платонов А. П.
|
|
63
|
Повести А. Платонова. Слово об Андрее Платонове. Рассказы Андрея Платонова разных лет
|
|
64-65
|
«Котлован». Темы, сюжет, композиция. Система персонажей повести А. Платонова «Котлован». Художественные особенности произведения
|
|
№ 10
|
|
Ахматова А. А.
|
|
66
|
«Так молюсь я твоей литургией...» (жизненный и творческий путь А. А. Ахматовой)
|
|
66-68
|
Лирика А. А. Ахматовой (темы поэта и поэзии; тема А. С. Пушкина; Тема Родины и гражданского мужества)
|
|
69
|
Трагедия личности, судьбы народа в поэзии А. А. Ахматовой
|
|
70-71
|
Библейские стихи А. Ахматовой
|
Для классов с углубленным изучением литературы
|
|
Защита рефератов
|
Можно провести во внеурочное время
|
№ 11
|
|
Шолохов М. А.
|
|
72
|
Начало творческого пути. Картины гражданской войны и классовой борьбы на дому («Донские рассказы» и «Лазоревая степь»)
|
|
73
|
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Картины жизни донского казачества. Быт и нравы. История семьи Мелеховых .
|
|
74
|
Ожесточение человека на войне. Первая мировая война и народ в изображении Михаила Шолохова
|
|
75
|
Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон. Нравственная, а не классовая позиция автора
|
|
76
|
Трагедия Григория Мелехова — «казачий Гамлет»
|
|
77
|
Тема любви в романе. Женские образы «Тихого Дона»
|
|
№ 12
|
|
Тенденции развития литературы второй половины ХХ века
|
|
80
|
Литература второй половины ХХ века
|
|
81-82
|
Тема войны и мира в советской литературе
|
|
83-84
|
В чем смысл жизни? (по произведениям Ю. Трифонова, В. Липатова, В. Распутина, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, В. Шукшина и др.)
|
|
85-86
|
Личность в условиях социальной несвободы (А. Солженицын, В. Дудинцев и др.)
|
|
87-88
|
Литература «онтологического реализма» (деревенская проза)
|
|
89
|
Литература андеграунда
|
|
90
|
Поэзия в 50—90-е годы
|
|
№ 13
|
91-92
|
Лирика А. Твардовского разных лет. Слово о Твардовском. Поэма А. Твардовского «По праву памяти»
|
|
№ 14
|
|
Пастернак Б. Л.
|
|
93
|
Жизненный и творческий путь В. Л. Пастер нака
|
|
94
|
Своеобразие лирики Б. Пастернака
|
|
95-96
|
Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе
|
Семинарское занятие
|
97-98
|
Стихотворения Юрия Живаго и их роль в раскрытии идеи и проблематики романа
|
|
№ 15
|
99-100
|
Чингиз Торекулович Айтматов
|
|
№ 16
|
101-102
|
Социалистический реализм: «за» и «против»
|
|
|
34 часа
|
Классные сочинения
|
|
ГОТОВЯСЬ К УРОКУ...
Достарыңызбен бөлісу: |