Российская Академия наук Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Российский этнографический музей
Ю. Ю. КАРПОВ
ВЗГЛЯД НА ГОРЦЕВ ВЗГЛЯД С ГОР
Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев дагестана
Санкт-1 (етербург 2007
ББК Т3(24)47 УДК 947.9
Ответственный редактор В. А. Кисель
Рецензенты А. Ю. Синицын, В. А. Дмитриев
Утверждено к печати ученым советом
Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Российской Академии наук
Издается при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
{проект № 06-01'-16013d )
Карпов Ю. Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор: Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана.— СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. — 656 с. (Ethnographica Petropolitana).
В книге рассматриваются вопросы формирования мировоззренческих слагаемых культуры и их влияния на социально-политические пракгики населения горных районов Дагестана. Дан анализ системных начал восприятия представителями горско-дагестанского общества природной и социальной среды, которое во многом определяло ценностные ориентации местной культуры и взаимодействие мик рокосма данного общества с внешним миром. В историческое время горный Дагестан являл собой по-своему уникальный вариант социальной эволюции, где главным фигурантом была обшина, на базе которой функционировали так называемые вольные общества, во многом определявшие политический облик Страны гор до второй половины XIX в. В работе широко освещены принципы и механизмы жизнедеятельности данных социальных моделей, вопросы сложения базовой личности и ее отношений с «обществом», а также закономерности формирования комплекса власти и института политического лидера в местной среде. Особое внимание уделено проблеме Кавказской войны, так как Дагестан оказался родиной мюридистского движения и главным театром военных действий в войне России с горцами Кавказа. Использование исследовательских методов этнологии {социальной/культурной антропологии) позволило предложить новую интерпретацию причинам и ходу развития указанных явлений и событий. Завершающий раздел монографии посвящен трансформациям, которые в XX в, претерпело дагестанское общество в целом и горская община в частности, а также социокультурным и эгнополи-тическим процессам и явлениям, наблюдаемым в последнее время.
Книга предназначена для этнологов, историков, культурологов и широкого круга читателей, интересующихся вопросами истории и культуры народов Дагестана и Кавказа в целом.
На первой странице обложки: Селение Тинди. Художн
1ик Ю. М. Кар
пов.
Технический редактор -Редактор и корректор
Г. В. Тихомирова - Т. Г. Бугакова
Подписано к печати 07.09.2007. Формат 70х100 7,6 Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная Объем 41 псч. л. Тираж 1000 экз. Заказ № 4349
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП «Типография „Наука"» 199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12
© Ю. Ю. Карпов, 2007
© Петербургское Востоковедение, 2007
©МЛЭ РАН, 2007
Зарегистрированная торговая марка
Правды о цветах нет. есть наука ботаника. Виктор Шкловский
Предисловие
Понятию культура даются различные определения. Если понимать под культурой системное производство продуктов материального и духовного свойства и такую же передачу их значений и механизмов их создания во времени, то подобное ее видение неизбежно должно опираться на понятие опыт. Тогда системно передаваемый от поколения к поколению социально значимый опыт будет являться собственно культурой. Опыт же приобретается в ходе соприкосновения человека и групп людей с окружающей действительностью. Соприкосновения не только в страдательном залоге (ср.: «испытание»), по и активного (ср.: «опытный»). В русском языке «опытный» — это «искусившийся опытом, бывалый, знающий и умеющий, живший, видавший, делавший много» [Даль, 1999, т. 2, с. 688 — 689J. В аварском языке «опыт» буквально означает «пробу сил» (х1албихъи, отх1ал — 'сила' + бихьи — 'проба').
Активное соприкосновение/контактирование человека с окружающей действительностью своим начальным моментом имеет чувственное ощущение, которое переходит в устойчивое (и потому уже отчасти системное) ощущение внешних структурных характеристик объектов и процессов материального мира. Подобное ощущение будет восприятием, которое есть «нахождение себя в ином», «знание иного плюс знание себя» [Лосев, 1993, с. 512 и след.]. Соответственно, восприятие человеком или группой людей окружающего мира во всем разнообразии его форм, проявлений — это мировосприятие или мировоззрение, и оно является рефлексией через приобретаемые и усваиваемые способы организации опыта.
Если рассматривать культуру в ее отношении к природе и обществу, то к первой она обращена вещественно-предметной деятельностью, удовлетворяющей потребности людей, а ко второму — организационно-коммуникативной деятельностью, «создающей форму для того содержания, которое несет с собой общество». Отношения общества и культуры могут рассматриваться в различных категориях, например, как «содержание — форма» и т. п., однако в целом, действуя взаимно, они образуют «культурные способы опредмечивания общественных отношений» или социокультурные явления и процессы. Последние складываются и проявляют себя в ходе опыта, т. е. контактирования общества с внешним миром, восприятия себя в нем — в его природных условиях, в его времени, тем самым создавая «особый тип предметной реальности» [ЬСаган, 1996, с. 95—97]. Предметная же реальность включает разнообразные общественные формы (социальные институты), а также формы организации пользования материальными объектами (природными угодьями— землей и т. п.) —
через включение общества в природный макрокосм и организацию «своего» пространства и «своего» времени — микрокосма— в нем. Это создает условия для жизнеспособности общества как организованной, т. е. искусственно, точнее «культурно» сформированной целостности или социокультурной модели. «Свое» пространство такой модели подразумевает, что при любых естественных пространственных формах окружающей среды люди делают их своими — искусственными, выделяя центр и периферию, т. е. вводя в системные отношения, «окультуривая», что необходимо уже для ориентации в жизненном процессе. «Живое» (чувственное) восприятие мира совмещается с категориальным его восприятием, выработанным в условиях функционирования социокультурной модели, целостности. Здесь можно говорить о «своем способе переживания мира» как отражении общественной практики (опыта) или о «своем особом способе восприятия мира (каждой. — Ю. К.) цивилизацией» [Гуревич, 1972, с. 17]. «Концептуальные и чувственные категории», совокупно творя систему, создают при различных обстоятельствах разные «цивилизации».
Сорок лет назад появилась книга востоковедов Г. и Г. А. Франкфортов, Дж. Уилсона и Т. Якобсена, которую они назвали «попыткой понять взгляд древних жителей Египта и Месопотамии на окружающий их мир», и они реализовали такую попытку, проследив различные варианты «связи между страной и культурой». Контрастность пустыни и возделываемой земли в Египте, особая осязаемость природных циклов (от каждодневного до годовых) со строгой «упорядоченностью» разливов Нила, однообразие и симметричность ландшафта наложили, по мнению авторов, глубокий отпечаток на культуру древних египтян. Последний нашел выражение в четком следовании пропорциям, создававшим гармоничное равновесие в изобразительном искусстве, в стремлении к симметрии в космогонии и теогонии. Опосредованно это же проявилось в государственной системе, во главе которой стоял «идеальный правитель», сочетавший милость с устрашением («подобно тому как солнце и Нил милостивы, но грозны в своей производительной мощи»). Отличную картину мира являла Месопотамия, где «природа не сдерживала себя, во всей своей мощи она сокрушала и попирала волю человека, давала ему почувствовать во всей полноте, сколь он ничтожен». Иначе чем в Египте жители Месопотамии моделировали космическое государство и во многом повторявшую его земную модель государства [Франкфорт и др., 1984].
Ярко написанное исследование стало в свое время (а для подавляющей части отечественной аудитории через 20 лет) событием. Сейчас найдутся желающие упрекнуть его авторов в тех или иных недочетах либо ошибках, например в концептуализации местности. Действительно, подход современного конструктивиста не приемлет этого.
«Переживание подлинности пространства,— пишет один из таких ученых безотносительно к упомянутой книге, — это единственное, что делает обращение к нему чем-то иным и большим, нежели исследование образов и схем пространства как частного случая в общей культурной картине мира. Но само это переживание подлинности может оказаться не подлинным, точнее говоря, противоположность подлинного и не подлинного рискует утерять смысл в той же мере, в какой... любой более или менее внятный способ концептуализации местности может быть интерпретирован как социальный и культурный феномен» [Филиппов, 2002, с. 51]. В несколько ином ракурсе скепсис может быть выражен через «проблему восприятия и переживания пространства не только
как несомненности, но и как результата выученного, концептуализированного взгляда» [Тишков, 20036, с. 288J.
Однако откуда берется «выученный, концептуализированный взгляд»? Во многом из различных форм и видов опыта, а не только из голов озабоченных разными проблемами так или иначе ангажированных лиц. Конечно, можно говорить, что, например, чеченское общество нынешних времен вполне современно (и принадлежит к «культуре» едва ли не постиндустриальной), и все в событиях, наблюдаемых в Чечне в последние двадцать лет, обусловлено почти заурядными проблемами многих постсоветских обществ, только при особых обстоятельствах (см., напр.: [Тишков, 2001]). Однако вряд ли удастся действительно понять эти «события» вне историко-культурного контекста жизнедеятельности данного общества на протяжении, по крайней мере, последних веков. Своя специфика была, существует и переживаема этим обществом, а равно и другими обществами как системно функционирующими организмами с собственным социальным опытом . И если в них конструируется этничность или нечто другое, отчасти подобное или, наоборот, противоположное ей, либо «социальность» иного порядка, то резонно полагать, что происходит это во многом по «своим» схемам и моделям и со «своей» спецификой. А специфика определяется многими факторами (перечислять которые почти бессмысленно ввиду их множества), и если некоторые факторы в последнее время оказываются не столь действенными, как прежде (что требует изучения), то это не означает, что на формирование самой социокультурной модели они не оказали в «свое» время при определенных условиях должного влияния. И потому вряд ли следует напрочь отвергать значение в том числе «концептуальных и чувственных категорий», которые, судя по всему, принимают активное участие в формировании системы «картин мира» — различных в разных условиях. И эти категории тоже являются слагаемыми указанного опыта.
Их значение может интерпретироваться различно. В сочинениях в стиле философского эссе «концептуализацию местности», «переживания пространства» в «национальном образе мира» не возбраняется подавать прямолинейно. «Если степь безымянна и безгранична, то в горах каждая вершина и долина имеют свое название и свою индивидуальность. Это способствует укреплению в человеке самостоятельности и в то же время себялюбия, оригинальничанья; защищает от искусственной централизации, но и создает опасности раздробленности» [Шубарт, 2000, с. 15]. Или: «В России, где Космос— равнина, там Социум — горы: таким должен быть, в противовес Природе. А в Грузии, где Космос — горы, Социум должен быть прост, „равнинен", сглажен — и так слажен...» [Гачев, 2002, с. 162]. Такова специфика жанра, у которого есть свои преимущества и свои недостатки. Но вряд ли нужно абсолютно сторониться этих категорий и в работах академического жанра, ибо трудно при исследовании конкретных культур избегать (не видеть, что, однако, не означает изобретать и конструировать самим) специфики переживания (восприятия) их носи-
Влияние «традиционного» социальною опыта населения Чечни и Дагестана на принципиально несхожие сценарии развития политических процессов в соответствующих республиках в последние десятилетия показаны в статье Э. X. Кисриева [Кисриев, 2004а]. Сошлюсь также на работы социального психолога Георгия Нижарадзе, который в ряде проблем современною грузинского общества резонно видит влияние социокультурного наследия прошлого (см., напр.; [Нижарадзе, 2000]).
включенности в тамошнее пространство, благодаря опыту, приобретенному в пережитое и проживаемое время прошлого и настоящего.
В начале работы я сосредоточу внимание на мотиве «переживания пространства», конкретно — гор. Назову его мотивом, ибо подобное переживание действительно может являться конструктом творчества отдельных людей в разных ситуациях и в различных целях, что желательно проследить и уточнить. Однако вряд ли стоит априори исключать «реакции» культуры и ее носителей на «свое» и «чужое» пространство, «реакции», которые способны находить отражение в разных формах социального опыта. Материалы большинства глав, связанные с разнообразными явлениями культуры горцев Дагестана, должны скорректировать эти и иные предположения. Не общие характеристики социально-исторического, семиотического, цивилизационного и других подходов, а анализ конкретики (в ее подчас утомительно большом объеме) способен, как видится, приблизить к более или менее объективным оценкам характера взаимодействия мировоззрения и социального опыта. И такой же подход позволяет иначе, чем ныне распространено, взглянуть на проблему Кавказской войны XIX в., на ее идеологию и практику . Иначе уже потому, что образ «дома», маркирующий центр «своего» микрокосма или же составляющий сам микрокосм, определенно влияет на взаимоотношения его обитателей с соседями — ближними и дальними, с которыми на протяжении исторического времени сложился оригинальный порядок отношений, и теми новыми соседями, которые появляются в орбите жизнедеятельности дома-микрокосма с собственными порядками. С учетом закономерностей функционирования культуры, развития социального опыта в прошлом (если такие закономерности удастся выявить) можно более взвешенно пытаться оценивать и явления, которые происходят в дагестанском обществе в последние годы и в настоящий момент. Таковы цель и основные задачи настоящей работы.
# * *
У Адама Мицкевича в цикле «Крымских сонетов» есть стихотворение с примечательным для настоящего случая названием: «Вид гор из степей Козлова». Михаил Лермонтов сделал его вольный перевод под влиянием личных кавказских впечатлений.
Аллах ли там воздвиг твердыни, Притоны ангелам своим; Иль дивы, словом роковым, Стеной умели так высоко Громады скал нагромоздить, Чтоб путь на север заградить Звездам, кочующим с востока?..
3 Одним из парадоксов современного исторического кавказоведения является то, что при крайне негативном отношении ученых Северного Кавказа к интерпретации причин и истоков Кавказской войны, которую более двадцати лет назад предложил М. М. Ьлиев (о ней подробнее см. в 3-й и 4-й главах), равноценный ответный ход с их стороны предпринят не был. Поэтому «концепция» Ьлиева в настоящее время является весьма популярной в науке, а его работы признаются «самыми фундаментальными» на тему Кавказской войны (см., напр.: [Война и ислам, 2000, с. 12, 17; Гатагова, 2001, с. 51; Гордин, 2000, с. 33]).
Название моей работы подразумевает взгляд на горы и их обитателей из болотистого Петербурга. Попавшего в горы впервые они завораживают грандиозностью (а могут испугать, подавить, как случилось с одним моим компаньоном по одной из экспедиций)— очень многое в них выглядит кардинально иначе, отличаются здешние люди и каноны их жизни.
В свою очередь, по свидетельствам некоторых моих друзей-кавказцев, при первом знакомстве с ровной бескрайностью лесов Северо-Запада России или с осенне-зимней безликостью голой степи Украины их глаз требовал в обзоре некой преграды — огромных размеров стены, которая бы замыкала пространство, а лучше — ярких вертикалей гор. Еще рассказывают о некоем самодеятельном художнике, на картинах которого дороги почти всегда нарисованы идущими вертикально; для зрителей это было непонятным до тех пор, пока они не узнавали о его горском происхождении. Отсюда вторая составляющая названия работы — взгляд с гор.
Это маленькие, очень частные зарисовки «переживания пространства», которые, конечно же, не следует абсолютизировать (а может быть, и совсем принимать в расчет). Однако в таких «переживаниях» имеется интрига. Не навязываю ее, но предлагаю проследить на различных материалах, имеет ли реальное основание использование такой интриги в оценках истории и культуры горцев Дагестана. Материалы, которые будут здесь изложены, я собирал с начала 1980-х гг. в библиотеках, в архивах, в этнографическом поле 4. Они не исчерпывающи, но, как представляется, в целом репрезентативны.
Завершая предисловие, хочу привести такую цитату: «Если скудость ума, недостаток опытности в современных делах, слабые познания прошедших делают сочинение мое ошибочным и малополезным, то, по крайней мерс, я прокладываю путь тому, кто, обладая большими достоинствами, большим красноречием и проницательностью, сумеет выполнить его удовлетворительнее...» Автор закончил фразу так: «...Поэтому если я не заслуживаю похвалы, то не должен быть подвергаем и порицанию» [Макиавелли, 1998, с. 147]. В свой адрес я готов принять все заслуженные порицания.
4 Я благодарен коллегам-этнографам А. И. Азарову, Ю. М. Ботякову, Е. Л. Капустиной, Е. Б. Кочстовой, А. В. Курбанову, Л. Ю. Синицыну, а также художникам IO. М. Карпову и II. В. Семенову, которые в разные годы помогали мне собирать материал во время экспедиционных поездок на Кавказ.
Глава 1
ГОРА
Для начала три выдержки из работ авторов XIX столетия. Они примечательны характерными впечатлениями сторонних людей от увиденного в горах Дагестана: самих гор— не просто непривычной, но величественно чужой для жителей равнин среды обитания человека, и горцев— насельников здешних мест, в чьем облике, манерах и проч. угадывался след здешней природы, ее мира.
Первые две цитаты относятся к самому западному району Дагестана, населенному дидойцами, чье самоназвание цезы происходит от местной лексемы це]— 'орел'. Этот район, известный с античных времен под именем Дидо или Дидоэти, выглядит предельно контрастным по сравнению с Алазанскои долиной, над которой он нависает с востока отвесной стеной, нередко скрываемой облаками. Вот что писал Н. И. Воронов:
Признаться, после недавних видов роскошной Алазанскои долины, проезд по этому горному коридору, притом с непривычки к здешним тропинкам над глубокими скатами... первые впечатления Дагестана на незнакомого с его трущобами путника производят нечто тяжелое, болезненное... На скатах дидойских громадных гор все людское и все, что не горы, кажется равно ничтожностью: оно бежит от глаз... Целый аул представляется издали не больше чем осиным гнездом, прилепленным к камню; засеянные хлебом поля кажутся разбросанными там и сям по горе желтыми пятнами, на которых работающие женщины копошатся точно муравьи... Этою громадностью фона... здешних видов, скрадывающего все детали, можно объяснить то общее впечатление, какое производит собою Верхний Дагестан: повсюду горы, издали — самые безжизненные, на которых, кажется, нет угодья ни для растительности, ни для животных и человека. А между тем край заселен густо, лесу вдоволь, и сколько стад находит для себя обильную пищу на этих, по виду, голых горах... Может быть, орлами они называют себя потому, что селения их, как орлиные гнезда, расположены на значительной высоте...
[Воронов, 1868, с. 9—10, 12, 15—16J '
Другой автор буквально вторил ему:
Самое близкое к Грузии дагестанское племя, заоблачные гнезда которых висят на своих утесах прямо над роскошной Кахетией. текущей вином и медом. —
Здесь и далее в цитатах сохранены авторские варианты написания терминов, топонимов, имен и т. п.
дидойцы, — даже называют сами себя орлами, цези... До такой степени они сознают свое положение орлов, свои вкусы орлов, свою удаль орлов...
[Марков, 1883, с, XLIII]
И наконец обобщенный взгляд на дагестанца как такового:
Каждый оборванный горец, сложив руки накрест, или взявшись за рукоять кинжала, или опершись на ружье, стоял так гордо, будто был властелином вселенной... Во всем видны гордость и сознание собственного достоинства.
[Дубровин, 1871, с. 547]
Образные характеристики и определения. Очевидно, специфическая аура Дагестана накладывала свой отпечаток на все, что имело к нему отношение и соприкасалось с ним.
1.1. Гора Кавказ
Текст Ветхого Завета гласит:
И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]...
Далее следует рассказ о пророке Ное и о его скитании в ковчеге со своими родственниками и тварями земными по бескрайним водам.
...И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся], бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились... И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских... И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю [и обладайте ею]...
[Ветхий Завет. Бытие, 5: 5—7: 8: 1—4; 9: 1]
Большая часть рода человеческого, исповедующая иудаизм, христианство и ислам, убеждена, что жизнь после Потопа началась на Земле именно с Араратских гор. Есть разночтения в том, какая конкретно гора упоминается в Священном Писании, но крайне редки сомнения в локализации ее в пределах Кавказа". Поэтому, так или иначе, земля Кавказа, Гора Кавказ (здесь и далее выделено мною. — Ю. К.) воспринимаются колыбелью современного (после-потоппого) человечества. Отсюда и научная терминология XIX столетия: кав-касионский (европеоидный) антропологический тип и яфетиды историко-линг-вистических построений академика Н. Я. Марра. Отсюда же претензии той или
" Останки легендарного ковчега Ноя «находят» и в Дагестане. Насколько мне известно, они якобы были некогда обнаружены в окрестностях селения Карата и в Рутульском р-не. В последнем на горе Нугьеабан (Поя гора) в конце лета устраивается мавлид (моление) [ПМА, № 1757, л. 56; 2006, л. 51 об.—52]. Впрочем, останки ковчега якобы недавно были обнаружены и в горах Южного Казахстана (устное сообщение казахстанского этнографа Р. Кукашева).
иной части обитателей современного Кавказа на наследование именно ими заветов пророка Ноя. В начале XXI в. они звучат неожиданно громко.
Идеолог и лидер одного из общественно-политических движений современной Чечни Хож-Ахмед Нухаев уверенно заявляет, что гора, на которой нашел спасение легендарный ковчег и откуда возобновилась жизнь,— это Эльбрус, располагавшийся якобы на земле чеченцев, и что его народ является прямыми потомками пророка, хранителями древнейшего священного языка и аналогичных традиций, соответственно, и судьба у этого народа особая [Нухаев, 2002, с. 205 и след.]. «Может появиться вопрос, — говорит Нухаев, — существует ли до сих пор в мире народ, который идентифицировал бы себя (!? — Ю. К.) как „народ Ноя" (Ноаха, Нуха)? Да, такой народ существует и по сей день, занимая... то священное место, на которое сошли с Ковчега спасенные Всевышним от Потопа люди. Народ этот— нохчи (чеченцы)». По убеждению Пухаева, именно данный народ может и должен, точнее, ему предписано свыше показать миру, человечеству пример выхода из тупика, в котором оно оказалось в результате шествия по ложному и все разрушающему пути цивилизации. Выход якобы один — воссоздание общественной структуры, построенной на кровнородственных связях и живущей по «естественным законам», которые как нельзя более точно соответствуют законам мединской общины пророка Мухаммада (Магомеда) и истинного ислама. Примечательно, что автор концепции на чеченской почве находит едва ли не истоки этой мировой религии. Он поясняет: Чечня страна горная, а образ горы может быть представлен треугольником. «Гора», по-чеченски лам, в народном сознании напрямую ассоциируется с «силой». Три треугольника, которые, согласно выстраиваемому плану, лежат в основании будущего готового жить по законам природы чеченского общества (каждый треугольник имеет свой цвет и свою символику, зеленый олицетворяет веру, ислам, красный — символ нации, крови, белый — власти и чистоты), — это три горы — три силы, а совмещенные в форме звезды они дают 9-кратно увеличенную силу. Если принять во внимание, что «9» по-чеченски исс, то девятиконечная звезда будет являться зримым олицетворением ИС(С)-ЛАМа. Вот такая многозначительная символика. В трехмерном измерении подобная звезда выглядит девятигранной пирамидой, которую, по мнению автора концепции, резонно называть горой, «так как гора является (как это многократно подтверждает и Коран) воплощением и символом всего самого устойчивого, твердого, незыблемого на земле». Она же— «Национальная гора» — «модель Национального порядка» [Нухаев, 2003].
Современное мифотворчество?! Его заразительность обеспечивается не одним талантом автора убеждать, но и сохранившимися в народе легендами и преданиями. Х.-А. Нухаев обоснованно ссылается на традиционные представления чеченцев (а им чрезвычайно близки, если не аналогичны и представления ингушей) о
Достарыңызбен бөлісу: |