Изложение духовной науке рудольфа штайнера том Второй част вторая a n t h r o p o s



бет1/36
Дата20.07.2016
өлшемі2.93 Mb.
#212658
түріИзложение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


Г. А. БОНДАРЕВ

A N T H R O P O S

О П И Т

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО

И З Л О Ж Е Н И Е

ДУХОВНОЙ НАУКЕ

РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА


том Второй

част вторая


A N T H R O P O S

ОПЫТ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ДУХОВНОЙ НАУКИ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА

С О Д Е Р Ж А Н И Е



ТОМ ВТОРИ - ЧАСТ ВТОРА

СТР.


7. Европейские народы и Россия…………………………...........................5

Финны и руотси…………………………………………………………….6

Духи народов и элементы Земли…………………………………………..8

Нации и культура………………………………………………………….11

Нации и Страж Порога 12 Ев­ропа………………………………………...14

8. Народы Азии и Африки………………………………………………….17

Семиты, евреи………………………………………………………………...17

Проблема миссии евреев……………………………………………………..18

Китай, Япо­ния………………………………………………………………21

Общий характер народов Азии и Африки……………………………….22


XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ…………………………………...22

Воспитание в кризисных условиях современной эпохи……………………22

Каким должен быть педагог………………………………………………….24

Какой должна быть пе­дагогика……………………………………………...26

Педагогика и развитие ребенка………………………………………………27

Поло­вое воспитание………………………………………………………….34

Проблема наказания………………………………………………………….35

Учебные предметы…………………………………………………………...35

Вальдорфская педагогика……………………………………………………38

Из учебно­го плана Вальдорфской школы………………………………….39


Раздел V

РЕЛИГИЯ. НАУКА. ИСКУССТВО

Единственный и Вселенная…………………………………………………39

Кредо………………………………………………………………………..39

«Символ веры» эмпирического идеализма……………………………….41


I. РЕЛИГИЯ……………………………………………………………….44

  1. Бог. Служение Богу…………………………………………………….44

  2. Древние учения о Богах………………………………………………...51

Боги египтян и греков………………………………………………………51

Ветхозаветная религия и язычес­кий мир………………………………….53

Древние Боги и Христос……………………………………………………55

Гнозис. Вера и знание………………………………………………………56

3. Христианство………………………………………………………………59

Триединый Бог……………………………………………………………..62

История Христианства…………………………………………………….65

Культ. Та­инства……………………………………………………………71

Обедня………………………………………………………………………73

Причастие…………………………………………………………………..76

Католическая церковь………………………………………………………..79

Протестантизм……………………………………………………………….84

Восточная церковь…………………………………………………………...84

Теология и кризис цивилизации……………………………………………85

Христианство и со­временность……………………………………………..88

4. Христианство и религии Востока……………………………………….92

Ведизм, шиваизм……………………………………………………………92

Буддизм……………………………………………………………………...93

Магометанство………………………………………………………………94

Обновленное Христианство: «Община Христиан»………………………..95

Кредо…………………………………………………………………………95

Христианство как исполнение всех религий………………………………97
II. НАУКА………………………………………………………………………100


  1. Естествознание: его сущность, назначение, границы…………………...100

Природопознание и Ариман………………………………………………...103

Дарвинизм104, Коперник,…………………………………………………...105

Лаплас, Эйнштейн……………………………………………………………105

Границы познания……………………………………………………………108

Кризис естествознания………………………………………………………110

Человек и наука………………………………………………………………111

Научный экс­перимент………………………………………………………..116

2. Области науки……………………………………………………………...117

Физика (звук, свет, цвет, магнетизм, электричество, материя, атом)……...117

Математика…………………………………………………………………...123

Время и пространство. Мно­гомерность……………………………………..126

Медицина, физиология, психология…………………………………………128

Химия………………………………………………………………………..130


  1. Законы природы…………………………………………………………..131

  2. Царства природы………………………………………………………….138

Минеральное царство……………………………………………………...138

Растительное царство……………………………………………………...145

Жи­вотное царство…………………………………………………………..152

Человек и царства природы………………………………………………..165

5. Астрономия………………………………………………………………….176

Наука астрономия…………………………………………………………176

Планеты…………………………………………………………………….180

Кометы……………………………………………………………………...192

Непод­вижные звезды………………………………………………………..194
III. ИСКУССТВО……………………………………………………………197


  1. Эстетика……………………………………………………………………..199

  2. Тайны и законы творчества………………………………………………205

  3. Виды искусства…………………………………………………………….211

Архитектура, пластика……………………………………………………….211

Музыкальное………………………………………………………………….213

Живопись……………………………………………………………………...216

Пение и речь. Поэзия……………………………………………………….228

Драма………………………………………………………………………...231

Эвритмия…………………………………………………………………….234

Одежда, мода………………………………………………………………..235

Быт и художественная правда……………………………………………...236

Приложение к пятому отделу……………………………………………...237

Высказывания Рудольфа Штайнера о некоторых произведе­ниях

литературы и о собственных книгах……………………………………….237

Персона­лии в духовнонаучном рассмотрении. Спиритуальная эко­номия…242




7. Европейские народы и Россия


1499. «Римляне, уже принявшие Христианство, оста­вили германцам их праздник солнцеворота, но сказали им, что при этом они празднуют рождение Христа. Так их праздник приобрел другое значение. Там же, где гер­манцы видели под каким-либо значительным деревом духа, там римляне учреждали святилище. Но они также принесли и латинский язык науки».

С Востока, между тем, подходили славяне. Те, что ос­тались более на Востоке Евро- пы, стали называться рус­сами, а которые ушли дальше на запад - смешались с германцами и растворились среди них. Из этого смешения крови образовались боруссы, ставшие затем прусса­ми; это одно и то же слово. У боруссов содержится мно­го славянской крови. И если сами славяне пассивны, спокойны, то, восприняв другую кровь, они стали воин­ственными. Воинственность жила в германцах, и она отчасти перешла на славян - на чехов. 353 (5)



1500. «Тем родом и способом, каким Гете дает золоту течь в «Сказке» (о зеленой Змее), он показывает, как он смотрит на те прошедшие времена, в которые мудро- сть... преследовалась (имеется в виду борьба Филиппа IV против тамплиеров и отнятие у них золота). Он попы­тался показать прошлое, настоящее и будущее. В буду­щем Гете инстинктивно всматривался в восточноевропейскую культуру. Он всматривался в тот неправомерный способ, каким там действует проблема греха и смерти. И если пожелать, хотя бы и не совсем подходящим способом, обозначить национальность человека, который ведется к Храму и прекрасней Лилии, который сначала выступает как бы без внутреннего стержня, как бы над­ломленным... то не будет нелепостью увидеть у этого человека русскую национальность. Инстинкт Гете по­чти угадал это». 171 (6)

1501. «Процесс, который вызывается в пищеварении благодаря приему большого количества сахара, в верх­нем человеке имеет свой коррелят в сильной самостоя­тельности мыслительной функции».

«Русский крестьянин как можно менее подчеркивает свое Я. У англичанина имеет место нечто прямо про­тивоположное. Это выражается внешне, в письме. Англи- чанин пишет «Я» большим. А если пойти далее, то обнаруживается, что в Англии в 5 раз больше потребляется сахара, чем в России». 96 (11)



  1. «Ариманическим искушением вызван француз­ско-русский союз (1897 г.). Он построен на ариманическом элементе, а именно на 20 миллиардах, которые
    Франция дала России. Он явился физическим выражением той войны, что идет между французскими и рус­скими душами, войны в Средней Европе, где стремятся
    во внутреннем душевном элементе перейти к встрече со Христом». 159 (11)

  2. «Этот (французский) народный Дух, чьи инспирации связаны с высокораз- витой культурой, которая является таковой благодаря тому, что народный Дух смо- трит назад, на древнюю Грецию... этот народный Дух так работает в людях, которые принадлежат к данному народу... что в человеческих эф. телах возника- ют глубокие отпечатки; в эф. телах (и в ас.) резко отпечатывается сигнатура народ- ного Духа!... это обусловлено тем, что француз зависит от образа, который он сам себе со­здал.... Вследствие этого душа имеет много хлопот с отделением от того, что от народного Духа остается (в ней) после смерти.... Русская народная Душа

юна и меньше занята человеческими индивидуальностями, вверенными ей. Поэто- му, проходя врата смерти, русские имеют более слабые отпечатки народной Души в эф. и астр. телах». Подобное отношение людей к своим на­ родным Духам имеет определенные последствия для человеческой эволюции. Когда на физическом плане бушует война (1914 г.), то на духовном плане также идет вой- на, но совсем особого рода. «Война, которая будет еще долго продолжаться, война русских душ, прошедших врата смерти, и французских душ, также про- шедших врата смерти... война духовной России с духовной Францией... Это потрясающая война!» 157 (3)



  1. «Итальянский и испанский народы развивают .., животное ощущение, пос- кольку там душа ощущаю­щая непосредственно захвачена народным». На Восто- ке подготовляется культура Самодуха. «Но это дело будущего, сейчас там этого нет, оно еще заключено в жи­вотном, из которого должно будет развиться». 181 (20)

  2. «В школах розенкрейцеров всегда учили, что Средняя и Западная Европа - это форпосты того, что разовьется на европейском Востоке». 93-а (31)

Финны и руотси


1506. Когда душа проходит, скажем, через русское воплощение, то она, разумее- тся, получает нюансировку внешних оболочек, что после смерти рождает представ­ление человека о себе.... И тогда он воспринимает все, что выражено на рисунке (см. ниже).

Заглядывая в духовный мир, человек вскоре обнару­живает, что распадается на троичность души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. Человек ока­зывается в трех мирах, в трех областях в своей душе. Первая область такова, что в нее проникают (сновидчес­кие) инспирации, которые наполняют душу, то, что со­ставляет душу ощущающую. Во второй области душа как бы через собственные внутренние образования и формы строит все тело; эта область связана с душой рас­судочной, или характера. Это внутренний строитель, ар­хитектор, можно сказать, кузнец физ. тела. Третья об­ласть - посредник между внешним познанием и ми­ром, связанными с чувствами или вообще с физическим миром; эта область связана с душой сознательной, мож­но также сказать - с физической властью. Эта троич­ность противостоит господству и действию того, что стре­мится к единству (см. рис. ).... Это душевное царство действует едино в том, что душа представляет собой в темпераменте, характере, что покоится в ее глубинах, но является единой душой. Так что я бы мог сказать: еди­ная душа противостоит троичности.

В нашем современном обычном состоянии эта еди­ная душа не может выйти из довольно притупленной жизни, если нечто не осветит ее. И в наше время этот свет в той или иной форме исходит от Мистерии Голгофы».

«Поскольку единая душа представляет собой нечто, подобное глухому, смутному высиживанию птенцов, что представляет особую ценность для нашего времени, то эта единая душа должна быть в особой форме осияна Мистерией Голгофы». Хотя действие Мистерии Голго­фы универсально, человеческая душа может воспринять ее только определенным образом. Для этого существуют центры посвящений, кото- рые правильно подготовляют внутреннее души к пронизанию ее особым образом

Ми­стерией Голгофы. «Перед таким центром посвящений постоянно стоит Скитиа- нос».

«Таким образом, единая душа представляет собой душевную область, восприняв- шую, с одной стороны, в свои природные задатки силу Мистерии Голгофы, а с другой - влияние Скитианоса». Единая душа не может просто соединиться с троичностью. Поэтому троичность у со­временного человека остается под порогом сознания, как бы заглушается; сознание должно быть там выключено.



Но стоит душе опуститься в троичность, как она тут же начинает чувствовать именно ее, а не единство.... И в троичность должно светить нечто такое, что не дает душе ее ощущать, выключает эту троичность, как бы окутывает ее туманом». Но между этими двумя областями должна быть и взаимосвязь, некий душевный ствол (Seelenstamm), который ведет к выключенной троичности, а исходит от единства и при этом освещается с двух сторон... для того, чтобы единая природа со смутным однообразным характером, темпераментом не только существовала, но озарялась бы тем, чем человек должен стать: сознанием человеческой души в ее связи с боже- ственно-духовным бытием.... В наше время не может существовать ни од­ной чело- веческой души, в которой не было бы всех этих вещей».

Но должен был существовать народ, который бы сла­бо переживал в себе единую душу, но более сильно - тройственную душу в ее связи с космосом. Это был фин­ский народ. И это отображено в «Калевале». «Подобно Человечески-Божественно- му или человечески-героичес­кому ощущал этот народ или его древние ясновидцы инспирацию души ощущающей. И они называли ее Вайнемейнен.... Этот народ, его древние ясновидцы ощущали также, что душа рассудочная, или характера, есть тот член души, который воспринимает импульсы для ковки, строительства... его называли Ильмаринен.... В Леминкяйнене ощущали древние ясновидцы... душу сознательную. Удивительная связь между Ильмариненом и тем, что здесь выко- вано... из природных элемен­тов выковывается сам человек. Это существо, скованное из всех природных атомов, стерто в порошок и сковано, оно представлено в гран- диозной панораме в Калевале, в ковке Сампо. И как человеческое образование, проис­шедшее из трех членов души, должно погрузиться в пралайю и вновь выйти из нее, так и в Калевале это выраже­но таким образом, что Сампо теряется и вновь находит­ся; оказывается как бы найденным вновь то, над чем простерто затмение сознания».

Представителем единой души является славянский народ. «Этот народ получил влияние от Скитианоса, который действительно жил в определенное время в да­леком прошлом среди скифов. Это не является необхо­димым, чтобы вокруг центра

посвящения жил высоко­развитый народ... Мистерия Голгофы проникает в сла­вян- ство в той особой форме, какой является греко-визан­тийская культура. Центром этой культуры, если хотите, вы можете спокойно считать Константинополь».

«Когда мы рассматриваем финский народ, то нахо­дим его особенно предраспо- ложенным к выработке со­знания троичности. И нигде это не выражено более зна­чительно, чем в Калевале: отношение троичности к кос­мосу. Но затем Север должен был быть затемнен, зату­манен, должно было померкнуть сознание троичности». Это сделал душевный ствол, который шел с юга и нес в себе стремление к переживанию единой души. «На примитивной ступени он действовал погашающе на три чле­на души». Финский же народ был таким, который ощу­щал еще природно, иначе он бы не смог ощутить трех членов души. И то, что к нему устремилось как потоп, выключая трехчленность, «он ощущал как «р-р-р»... и, выражаясь оккультным языком, это переживание мож­но еще облечь в буквы «ууо». И можно тогда сказать: это была боязнь того, что дышало в «ррууо» и закрепля­лось как всегда через «т».... Как проникновение в че­ловеческую душу древнего Иеговы выражалось через «с», через еврейское «schin», так и это переживание, прони­кая в душу, выра- жалось в звуке «с»... Далее все стяги­валось в душе в «ц».... Так возникало ощу- щение (это­го потопа с юга) «rutsi», «ruotsi», а потому и народ на юге получил это имя руотси, рутси. Постепенно славяне приняли это имя.... и стали называть себя рутси, из чего позднее возникло имя русские».

«Живший на юг от финнов народ призвал к себе род варягов, нормано-герман- ский по существу род, кото­рый должен был связаться со славянскими родами. В этом заложена определенная необходимость, обус­ловленная устройством челове- ческой души. Так возник­ло то, что позже с Востока Европы вступало в среду ев­ропейских народов как русский элемент. В русском элементе... живет нормано-германский элемент, живет в том имени, от которого произошло само имя русс- кие».

«Величие финского народа покоится на том, что он подготовил в троичности единство, через выключение троичности подготовил восприятие того единства, кото­рое есть уже не только человеческое единство, но боже­ственное Единство, в котором живет Божественный Ге­рой Мистерии Голгофы.... Христос выступает в конце Калевалы. Но когда Он посылает Свой импульс в фин­скую жизнь, из страны уходит Вайнемейнен, в чем выражена та истина, что первоначальное величие, то значительное, что через финский элемент вошло в Европу, является подготовитель- ной стадией для Христианства, и Христианство как весть, как посланничество вос- принимается извне». Тот душевный ствол, что пронизал сла­вянский народ, он шел как снизу вверх, так и сверху вниз. «Он существовал на том хорошо объезженном пути («из варяг в греки»), что вел от Черного моря к Финскому заливу и на котором осуществлялся обмен между греко-византийским элементом и тем, что как природ­ный элемент было у рутси». 158 (1)


Духи народов и элементы Земли


1507. «Связь между отдельными людьми и народ­ной Душой у итальянцев проис- ходит через воздух». Воз­дух - это самая низшая составная часть народной Души

Италии.


«Мы, скажем, хотим изучать русскую народную Душу. Нижним ее членом совсем не- ляется что-либо ма­териальное в том смысле, в каком материальным являет­ся твердое, жидкое, воздушное и теплое, но ее нижним членом, столь же свойстве- нным ей, как человеку свой­ственна соль, твердое, является световой эфир. Звуковой эфир присущ ей как человеку жидкость; жизненный эфир - как человеку воздух; а зной вожделений соот­ветствует тому, что является как бы физ. телом русской народной Души; он присущ ей, как тепло человеку. Тог­да встает вопрос: как русская народная Душа относит­ся к отдельным русским людям? Это происходит та­ким образом, что свет, идущий с высот, некоторым обра­зом светит назад из земли. Свет оказывает некоторое действие на землю. Он не только, я бы сказал, светит назад физически, но свет лучится обратно из земли, из всего произра- стающего, что несет на себе почва. Свет действует не прямо на отдельных рус- ских, но сначала он действует на землю, на грубо физическую землю; он действует в растениях и во всем том, что на земле растет, а затем светит обратно. И в том, что тогда светит обратно, дан посредник, через которого русская народная Душа приходит в связь с отдельными русскими. Поэтому у русских отношение к земле, ко всему, что из нее произра­стает, намного интимнее, чем у других народов.... А те­кучее возбуждение (см. «Теософию») - исключитель­но значительно. Этот первый эфирный ингредиент име­ет для русской народной Души то же значение, что свет для человека».

Когда итальянец дышит и воздухом поддерживает свою жизнь... то шепчет, говорит с ним в подсознании народная Душа. Он этого не слышит, но его астр. тело воспринимает это и живет в том, что за порогом сознания разыгрывается как общение отдельного человека с на­родной Душой».

«В том, что как оплодотворенное солнечным светом излучает русская почва, содер- жатся таинственные руны, через которые русская народная Душа говорит с отде- льным русским, когда он идет по своей земле или ощущает жизнь, излучаемую светом. Но не думайте, что вещи сле­дует принимать материально. Вы можете, естест- венно, как русский, жить в Швейцарии; также и в Швейцарии есть свет, отражаю- щийся землей. Если вы итальянец, то в Швейцарии вы можете с дыханием слушать шепот ва­шей народной Души. Если вы русский, то также и в Швейцарии вы почувствуете восходящим от почвы то, что вы можете слышать как русский. Вы не должны вещи воспринимать материально. Это не связано с местом, хотя, конечно, человек обусловлен некоторым образом и мате­риально, и его родные места дают ему больше.... рус­ский может быть русским где угодно, хотя русская земля, естественно, русскому бытию доставляет особое со­стояние.... Ибо не просто свет, распространяющийся над русской почвой, содержится в теле русской народной Души, но всякий свет, свет вообще.... Архангел не обусловлен местом, он сверх- пространственен. » 174 (24)

1508. «Лишь из соединения действий, исходящих из головы и из всего остального организма, полноценным образом возникает то, что затем отпечатывается в народ­ном характере. Действие, исходящее из головы, некото­рым образом нейтрализуе-

тся действием, исходящим из остального организма. Поэтому можно сказать: с тем, что житель Италии вдыхает с воздухом, что вообще для остального организма, кроме головы, определяется ды­ханием, с этим взаимодействует конфигурация нервной системы всей головы... Во Франции дело обстоит иначе. Что в организме живет как ритм, является особым рит­мом для головы и особым для остального организма; голова имеет свой ритм. Если в Италии имеет место не­рвная дея- тельность головы, которая взаимодействует с тем, что как воздух воздействует на человека, то во Фран­ции - это ритм, ритмическое движение в голове, вибра­ция ритма в голове вместе с тем, что вызывается в орга­низме жидкостью. Так строи- тся через особое взаимодей­ствие индивидуального человека головы с тем, что Дух народа вызывает из окружения, народный характер....

Дух народа британской сути действует через все зем­ное, главным образом через соль и ее соединения в орга­низме. Твердое здесь самое главное.... солевой эле- мент действует здесь через все, что через воздух и питание вхо­дит в организм. Это вызывает всеобщую конфигурацию британского народного характера. Но также и здесь из головы действует нечто нейтрализующее... Как ритм, так и пищеварение, обмен веществ имеют место не только в голове, но и во всем организме. Каким образом организм головы производит свой обмен веществ - это взаимо­действует с солевым элементом в организме, и это обус­ловливает британский народный характер. Так что зем­ное в связи с обменом веществ в голове производит бри­танский народный характер. И можно сказать: в то вре­мя как народная Душа действует через солевой элемент, ей навстречу из головы устремляется особенность обмена веществ в голове....

У американцев это, опять-таки, обстоит иначе, там дей­ствует подземный элеме- нт.... нечто вибрирующее под землей. Это имеет там преимущественное вли- яние на организм. Особенно через подземные магнитные и элек­трические пото- ки действует в народном характере аме­риканцев народный Дух. И навстречу этому нечто исхо­дит из головы:... человеческая воля. Такова особенность аме- риканского народного характера.... А если народ­ная Душа воздействует на человека из подземного, то он не вырабатывает свою народную Душу в свободе, но бывает народной Душой, так сказать, одержим.... (при­мер). И если у Германа Гримма можно видеть, как заво­евывается все человеческое, то у Вудро Вильсона видна человеческая одержимость всем этим». Потому-то так важно знать кто говорит, а не что говорится. И Гримм, и Вильсон могут говорить об одном и том же, но у первого содержание сказанного многократно переработано, у вто­рого все говорится из одержимости.

Если подняться из хаоса того, что имеет место на Востоке Европы, то можно увидеть, что у славян, у рус­ских народный Дух действует в вибрирующем свете. «И когда на Востоке то, что там должно взрасти в будущем, освободится от эмбриональных оболочек, то... там уви­дят совершенно иное, чем на Западе, действие народного Духа». Отраженный почвой свет действует там. «Но он действует не на организм, а непосредственно на голову, на чувство мысли, на способ выработки представлений, ощущений и т.д. Таким образом, способ действия на­родного Духа здесь противоположен тому, что имеет ме­сто на Запа-

де, где он действует на остальной организм, а из головы исходит противо- действие ему....

Действующее (на Востоке) в противоположном направлении, исходит от остального организма, особенно от организации сердца. Это действует в проти- вополож­ном направлении на голову и изменяет исходящее из нее действие. Сейчас это все пока еще в хаосе, в эмбрио­нальных оболочках. Ритм дыхания здесь ударяет в го­лову и нейтрализует то, что окольным путем через воздух приходит от Духа народа.... Особенность азиатского Востока состоит в том, что народный Дух лишь отчасти действует там через свет, воспринятый, отра-женный поч­вой и затем идущий в голову. В другом случае народ­ный Дух там действует не через свет, а вообще через не­видимое: через гармонию сфер, которая вибрирует через все, которая для духовного человечества азиатского Вос­тока является действием народного Духа; но этот Дух отражается землей и воздействует на голову. А навстре­чу ему действует ритм дыхания. В этом заклю-ается тай­на ищущего дух на Востоке, когда он стремится к особой выработке дыхания, чтобы через него прийти в связь с духом (йога).... он ищет его тем способом, как это зало­жено в его народном характере. И чем дальше идти на Восток, тем в большей мере это имеет место.

В Средней Европе народно-душевное действует через тепло. Это действие достигает среднеевропейца од­нажды через голову, другой раз через остальной организм, в зависимости от того, как действует тепло: извне, как греющий воздух, или через питание, или через дыхание. Все это является посредником для народного Духа. Противодействующим здесь, опять-таки, оказывается теп­ло... рожденное человеком внутри себя.... Что в орга­низме через народного Духа действует как тепло, этому навстречу идет собственное тепло головы. Если тепло народного Духа действует через голову, то навстречу ему действует тепло из всего остального организма». Чем живее, жизненнее деятельность чувств, тем больше чело­век развивает собственного тепла, а кто ощущает повер­хностно, тот порождает его меньше. «Тепло здесь сталкивается с теплом. Тако- ва особенность образа действий среднеевропейского Духа народа.... Тепло обусловливает европейский характер, который выражает себя в том, что более или менее может входить во все. Мы не делаем ценностных определений, но только характеризуем, по­этому каждый может это принимать как хочет: как добродетель или как нечто ей противоположное. - Тепло к теплу: это делает подвижным, пластичным, способным во всем найти себя, также и в чужом народном характере». 181 (8)


Нации и культура


1509. «Ибо, если обратиться к тому, что представляет собой сегодня - я прошу обратить на это внимание: сегодня! - русское душевное и вообще народное свое­образие, то можно сказать: в России - да простят мне русские, но это исти- на - головной человек чувствует себя как дома... Они (русские), может быть, скажут: в России человек сердца чувствует себя как дома, а голов­ной как раз отступает назад. Но это можно утверждать только в том случае, если вы не

достаточно точно изуча­ли Духовную науку. Ибо русская головная культура потому до некоторой степени кажется культурой сердца, что, выражаясь тривиа- льно, русский имеет сердце в го­лове, т. е. сердце действует так сильно, что своей деятель­ностью охватывает также и голову, что оно пересекает всю интеллегенцию, что оно пронизывает все. Действие сердца на голову, на понятия, на идеи придает опреде­ленную конфигурацию всей восточноевропейской куль­туре».

«Пусть на меня не обижаются среднеевропейцы, но дело здесь обстоит так: суще- ственным у них является то - и это характеризует всю среднеевропейскую культу­ру, - что их голова постоянно проваливается в грудь, а нижняя часть тела, или конечно- сти, постоянно надвига­ется на сердце.... он потому так неуверен, что и с одной, и с другой стороны не находит опоры».

«Теперь пусть на меня не обижаются западноевро­пейцы, ибо - как вы уже можете догадаться - их куль­тура является культурой нижней телесности, мускульной культу- рой, т. к. ее особенность состоит в том, что все, ис­ходящее из культуры мускулов - это относится к наро­дам в целом, а не к отдельным людям, - сильно дей­ствует также и в голове, поэтому здесь имеет место ин­стинктивная интеллигенция, поэтому здесь возникла культура мускулов в смысле современной жизни, спорт и т.д.».

«У русских дело обстоит так, что у них сердце воску­ряется в голову, у англоязычных народов нижняя часть тела воскуряется в голову, но при этом голова, в свою очередь, действует на нижнюю часть тела и управляет ею. Очень важно эти вещи иметь в виду. Но нет нужды всегда высказывать их столь радикальным образом, как мы это делаем между собой». 186 (10)

Нации и Страж Порога


1510. «Подготовляющееся может быть понято, если на него посмотреть в свете сверхчувственного сознания ... с помощью тех способностей, которые дает сверхчув­ственное сознание. Ибо не существует путей для чувствен­ного сознания понять, что инстинктивно несут в себе как образ человека люди Запада и Востока. Чтобы вырабо­тать это понимание, вам необходимо познакомиться с двумя вещами, с двумя совершенно различными обли­ками, в которых перед Стражем Порога инстинктивно, но вполне определенно, выступает нечто, пребывающее в человеке, чем он бывает одержим. Ибо как на Западе, так и на Востоке человек бывает этим одержим. И до тех пор, пока это остается инстинктивным, человек бывает этим одержим. Когда же он приходит к ясному созна­нию, то одержимость прекращае- тся....

Двояким образом переживает человек перед Стражем Порога это нечто, которое волнуется в его подсознании и которое не является им самим, т. к. он сам является толь­ко тем, что постигает сознанием.... Иными словами, ког­да подходят к Порогу, то нечто, делающее человека ин­стинктивно одержимым, выступает либо в одном, либо в другом облике. Один облик имеет вид призрака.... Это лишь галлюцинация... перед Стражем Порога, где кон­чается все инстинктивное, где все познается в полном сознании и свободно вчленяется в духовную жизнь. Это инстинктивно живущее в человеке может выступить пе­ред Стражем Порога в виде призрака. Но

тогда оно пе­рестает быть инстинктивным. Не следует бояться, когда нечто высту- пает в виде призрака, ибо только таким пу­тем это можно познать, сделав объек- тивно созерцаемым вовне.... Другая форма, в которой выступает указанное инстин- ктивное, есть кошмар. Эта форма не является вне­шним восприятием, а подавляющим ощущением или так­же видением, в котором выражаются последствия того, что подавляет, имагинативным переживанием, которое, однако, ощущается как кош- мар».

«Если вы попробуете описать американца - наибо­лее ярко выраженного, - описать ощущаемое им как образ настоящего человеческого достоинства, если вы за­тем этот образ, оккультно переработанный, донесете до Стража Порога и перед Стражем Порога произведете с ним опыт, то он выступит перед вами как призрак. А если вы попробуете описать азиата или образованного русского, описать то, как он представляет себе образ че­ловека, то это, будучи донесенным до Стража Порога, выступит перед вами как кошмар».

«Народы Запада: британцы, французы, итальянцы, испанцы, американцы - лишь из определенных истори­ческих импульсов, конечно не с полным ясным сознани­ем, а инстинктивно, в процессе своего развития от древ­ности до современного состояния укореняли в своих сер­дцах тот образ человека, который и охарактеризовать можно правильным образом, только исходя из истори­ческих импульсов. Этот образ как на Западе, так и на Востоке должен быть заменен тем образом, который мо­жет быть найден путем духовного исследования и кото­рый лишь один должен быть поло- жен в основу соци­альной организации, а не призрак или кошмар.... В инстинкте, который привел к образу человека в запад­ных областях, а в самое последнее время привел к т. наз. «вильсоновской программе мира» (14 пунктов), вызвавшей так много поклонения, - в основе этого ин­стинкта лежит призрак древней Римской Империи.... Несомненно, в культуре Запада имеется много такого, что не имеет ника- кой связи с романизмом... но речь идет об образе человека, поскольку он должен быть внесен в со­циальную структуру. Во всех указанных странах ин­стинкт сегодня ощущается и находится под влиянием того, что образовалось внутри романской культуры. Он целиком и полностью есть продукт латинского образа мышления 4-ой послеатлантической культуры. Он не является тем, что живет, но - призраком отмершего.... Призрак романизма бродит по странам Запада». Осо­бенно интенсивно с ним связаны французы, и в силу их инстинктов, темперамента и характера им не избавиться от него.

«Живущее сегодня в Восточной Европе с ее азиатс­кими окраинами не является тем образом, который не­когда в будущем будет естественным путем развит людь­ми и который они уже сегодня должны развивать из по­знания. Но живущий там ныне образ, если с ним подой­ти к Стражу Порога и там его разглядеть, оказывается кошмаром.

Этот образ оказывается кошмаром по той причине, что инстинкты, заявляющие о себе на Востоке, питаются, когда определяется этот образ, еще не совершенной си­лой. Только в будущем, в 6-й послеатлантической куль­туре, разовьются они до полной высоты. Но сила для их развития нуждается в импульсах, которые бы ее поддер­живали. Она нуждается - прежде чем проснется созна­ние, а оно должно про-

снуться именно на Востоке - в инстинктивной опоре. А эта инстинктивная опора... действует как кошмар, когда формирует образ человека.... Но образ человека должен быть там совершенно та­инственным способом освобожден от этой опоры; и ког­да кошмар там будет преодолен и отброшен, когда люди поймут, как он дейст- вует, когда они проснутся от него, тогда они поймут, что же, собственно говоря, с ними про­исходило. Сила, распространяющая свое действие на Востоке, отжила свой век, но именно в современности по-настоящему деятельна. Это есть та сила, что происходит из британской мировой державы. Подобно тому, как на Западе образ человека превращается в призрак импуль­сами романизма, так на Востоке образ человека отпечат­левается в душах людей таким образом, что при этом становится кошмаром то, что еще долго будет действо­вать в мире как устремления британской мировой дер­жавы.

Эти две вещи являются причиной того, что бывшее сознательным в Римской Империи переживается с дру­гой стороны, на современном Западе, как призрак, а то, что подготовляется, что деятельно именно в современности - импульс британо-американской мировой державы, - это для того пребывает в мире как кошмар, как опора кошмара, чтобы привести людей на Востоке к сознательному рождению соответствующего образа человека. По­добные вещи сегодня неудобно высказы- вать, а людям неудобно их выслушивать. Но без объективного познания дело в мире дальше не пойдет». 186 (1)

1511. «Я не могу удержаться от того, чтобы все снова и снова не обращать внимание на некоторые методические принципы. Эти методические принципы являются наиважнейшими в области духовнонаучного познания, и они совершенно необходи- мы в наше время.... Ведь можно все снова и снова переживать, как при постижении не­посредственно внешнего события используется именно тот род душевной структуры, который образуется через Духовную науку». 186 (1)

Европа


1512. Когда Христианство стало понемногу распрос­траняться в Европу, то на территории современной Ук­раины, юга России жил народ, ушедший потом оттуда на запад и растворившийся там: остготы. На территории современной Румынии и Венгрии сидели вестготы, в за­падной Венгрии - вандалы, на территории Боге- мии, Баварии - народ, из которого позже образовались шва­бы. Вдоль Эльбы к северу жили готы, на Рейне, там, где теперь Кельн, - рипуарские франки. За ними, также по Рейну, - салические франки, между Рейном и Эльбой - саксы. Римляне проникли в то время во Францию и в Испанию. Все эти перечисленные народы пришли в Европу в период от двух столетий до Рождества Христо­ва до двух столетий по Рождеству Христову. До того все они жили на границе Европы и Азии. «А те, кто сегодня являются славянами, они были еще дальше, в Азии». Европу же тогда населяли древние кельтские народно­сти, которые потом были оттеснены на запад.

Сибирь, где жили перечисленные выше народы до возникновения Христианства, была более низкой и более теплой территорией. Но хватило небольшого поднятия суши, чтобы климат стал холоднее, моря повысыхали и Сибирь стала пустынной.

Таким образом, сама природа вынудила людей двигаться с востока на запад. Кельты же, населявшие тогда Европу, были миролюбивым наро­дом. Они обладали ясновидением и были, можно ска­зать, с духовным миром «на ты». Их проникно- вение в еще более раннее время в Италию смягчило разбойный характер искон- ных римлян.

Среди народов, шедших из Азии в Европу, были так­же гунны. Их предводителя Атиллу признавали коро­лем и другие из указанных народностей, почему он и носил готское имя. (Атилла - отец, батюшка). Сами гунны очень сильно отлича- лись от других народностей, были более дикими, потому что были горным наро- дом, тогда как готы были народом равнин. «И дикие деяния гуннов, а также позже дикие деяния мадьяр были тако­выми потому, что первоначально эти народы были в Азии горцами». Эти, ставшие для римлян северными, народы имели религию, которая ничего не знала о человеческом внутреннем, тогда как греки и римляне имели об этом хотя бы воспоминания. Эти северные народы смотрели только вовне и видели не природу, а природных духов, поэтому у них возникли такие прекра- сные сказки, мифы, саги. Они не говорили, подобно грекам: на горе (Олим­пе) живут боги, - но видели в вершине горы самого Бога, а не скалы. Когда вершину горы освещало утрен­нее Солнце, то являлось само Божественное. И такое яв­ление было для них совершенно естественным явлени­ем. Греки строили богам храмы. Эти народы говорили: «что это значит - строить храм? Там внутри темно; над горой же светло. Богам, т. е. духам, следует поклоняться, восходя на гору».

Поскольку Солнце наиболее ярко в Иоанново время, в середине лета, то именно тогда они воздвигали на горе огонь и без храма устраивали праздник в честь своих богов. «Или они говорили: да, солнечный свет и солнеч­ное тепло, они уходят в землю, а весной из земли выходит то, что произвело Солнце. Потому нужно почитать Солн­це и тогда, когда оно посылает свою силу из земли. По­этому особенно бла- гоприятно они чувствовали себя в лесах, где росло много деревьев и силы Солнца действо­вали из земли; и своих богов они почитали в лесах. Не в храмах, а на горах и в лесах». Самих духов эти народ­ности не видели, но в свете, тепле, облаках они видели действие Божественного. Такова была религия древних германцев. Хри- стианство в эти области пришло двоя­ким образом: через Юг России, через области современ­ной Румынии и Венгрии (здесь Улфилла перевел Биб­лию) и из Рима — как господство. «И если бы распространилось Христианство, пришедшее с Вос- тока, через Россию, в то время, когда там еще не было никакого сла­вянского населения, то оно стало бы совсем другим; оно стало бы более внутренним, поскольку имело бы более азиатский характер». Но был распространен несу- щественный культ, перенесенный цезарями в Кон­стантинополь. То же Хри- стианство, что, например, содержится в переводе Библии Улфиллой, полностью исчезло из Европы. «И на Восток, когда туда пришли славяне, распростра- нилось то, что в большей мере было культом и содержало очень мало внутрен- ней сущности, внутренней жизни (Innerlichkeit). 353 (5)

1513. «Весь растительный мир Сибири и многое другое показывает, что уровень ее почвы в прошлом был ниже, а горы были выше». 354 (4)


  1. «В лангобардах, остготах на юг ушло то, что можно назвать элементом Вотана,

- дух и жизнь. Здесь, так сказать, в крови лангобардов и остготов был принесен эле­мент Вотана, что сделало возможным дальнейшее разви­тие, дальнейшее развертывание этой южной культуры. На запад с франками ушел волевой элеме- нт, рассудок и движение.... На британские острова ушло то, что позже вы­сту- пило как английский эмпиризм: в физиогномике, речи, зрении, слухе». На ита- льянском полуострове ничего не осталось от крови европейского пра-населе- ния, все заме­нено. Во Франции этот элемент наполовину разбавлен француз- ским. Но больше всего его на британских остро­вах. В северогерманской мифо- логии Вотан дал людям дух и жизнь, Виле дал движение и рассудок, а Ве - вне­шний облик и речь. Они дали это человеку, создав его из дерева, которое нашли на морском берегу, вернее из двух деревьев - ясеня и вяза. 162 (3)



  1. «Задачами других народов, выросших из куль­туры римского народа, было как бы противопоставить миру Я, оплодотворенное душой ощущающей, рассудочной, сознательной». Для этого были необходимы все ра­совые смеше- ния, выступившие на Италийском и Пире­нейском полуостровах, во Франции, Великобритании. В Италийской области и на Пиренейском полуострове Я
    выработалось благодаря силам души ощущающей; во Франции - души рассудочной; в Великобритании - души сознательной. 121 (10)

  2. «В Средней Европе национальное изживает себя как Я. А на Востоке (Россия) мы видим области, где изживается - хотя это выражением не совсем верно - Самодух». 157 (2)

  1. «Человеческое Я проявляется в двоякой дея­тельности: оно познает объекты и само себя. В индийс­кой культуре Я развивали субъективно, как самопозна­ющее начало.... Народы же Европы, напротив, развили сравнительно рано, еще живя в старом ясновидении, со­зерцание объективного Я... как суще- ство среди других существ.... Индийская культура представляет собой душу, которая задолго до созерцания объективного Я достигает высокого расцвета «я» субъективного. Герма­но-европейские народы развивают созерца- ние Я задол­го до осознания ими их внутренней связи с Я». 121(9)

  2. Существенное древнеиндийской культуры со­стоит в том, что после полного завершения работы над душевными силами, утонченными в высочай- шей степе­ни, индус вновь возвращался в эф. тело и вырабатывал в нем чуде- сные тонкие силы, отразившиеся в Ведах и в философии Веданты. Высокое развитие души достигало созерцания Я, восприятия Я, когда человек еще мог созерцать своим эф. телом. Древний перс мог воспринимать только силами тела ощущений, астр. телом. В халдео-египетской культуре воспринимать могла толь­ко душа ощущающая; в греко-латинской - душа рас­судочная. В современной культуре совершается работа над физ. телом для развития души сознательной. По­этому грек существенный внешний опыт получал лишь в том, что пробивалось изнутри. Задача же народов За­пада и Севера - направить взор вовне, проработать фи­зическое. 121 (10)

  1. «Житель Средней Европы или Скандинавии думает. При этом «дума- ет» рассматривается как деятельность, поскольку дело заключается в развер- тывании мышления. Что душевное существо думает - об этом идет речь в

Средней Европе вплоть до северных стран. Связь человека с мыслями здесь такова, что мысли со­ставляют наивнутреннейшую деятельность души... О французе ничего подобного сказать нельзя. У него дру­гое: он имеет мысли. Ибо «думать» и «иметь мысли» для тонкого наблюдателя не одно и то же».

157 (2)


  1. «Эстетический тип столь же свойственен Сред­ней Европы, как этический тип Востоку, а утилитаристский, интеллектуалистический тип - Западу». «Эти- ческая точка зрения может однажды рационализироваться, интеллектуализиро- ваться. Все в мире подвержено различным метаморфозам и является совсем в иной форме. Так, этическая точка зрения Востока, совершенно очевидно, не интеллектуалистична, но ее можно повстречать и в таком обличье, можно интеллектуализировать и ее, тогда она «кенигсбергизируется», становится кантианской. «Долг! Ты возвышенное, великое имя...» (у Канта) речь идет о подчинении нравственному». 191 (14)

  2. «Что Христианство принесло европейским на­родам - этого не проходили поколения американских индейцев. Вся душевная конституция этих народов была такова, что они интенсивно развивали пантеистические чувства и дейст- вовали из импульсов, связанных с ними. Но развитие этих душ в дальнейшем было таково, что они смогли сравнительно короткое время провести в духов­- ном мире между смертью и новым рождением. Не потре­бовалось много времени, чтобы переработать в духовном мире то, что хотя и интенсивно, но абсолютно просто, эле­ментарно было пережито душами. Так что не только души индейцев, живших до их завоевания - эти почти все, - но и души, жившие там позже, теперь воплотились (в боль­ших массах) вновь именно в западных, в западноевро­пейских народах (включая и Россию)». 202 (8)

8. Народы Азии и Африки

Семиты, евреи


1522. «Выпуклость лба, образование мыслящего моз­га началось у пра-семитов (Атлантида). Современные семиты не имеют с ними ничего общего». Эти пра-семиты, воспринявшие мышление, через Европу прошли в Азию и основали там культуру. 93-а (31)

  1. «Слово «еврей» связано со словом «ездить»: еврей - это тот, кто проде- лывает жизненное путешествие». 174 (25)

  2. «Где северный поток из Атлантиды столкнулся с южным, идущим через Африку, там возникло исключительное смешение народов, там возник тот народ, из которого затем вышли евреи». У этого народа древнее ясновидение обрати- лось на внутреннее, действуя как организующий принцип на физическое. И это было пра­вильное действие, ибо вовне ясновидение впадало в де­каданс, аримани- зировалось (у туранцев). У евреев это стало действовать в крови, ощущаться во внутреннем как Бог Авраама, Исаака, Иакова и т. д. Этого Бога нельзя было увидеть, и Его единственным именем было «Я есмь Я-ЕСМЬ». 123 (2)

  3. В древние времена существовали несвободные массы народов и возвышав-

шиеся над ними жрецы-мудрецы, сознававшие великую тайну Я, знавшие внеоб- разного Я-бога. «Евреям предстояло стать народом священ­ников. Каждый отдель- ный человек должен был чувство­вать в себе искру Бога Ягве и непосредственное отношение к нему». 107 (9)



  1. «У евреев неизреченное имя Бога «Иоф» (Joph) верховный жрец произносил один раз в год, когда хотел выразить, как звучит невыразимое. Иоф - это Я».

94 (36)

  1. Атавистическое ясновидение закрылось для ев­рейского народа. «Единственное, что еще сознавалось, - это когда человек смотрел вовне и в Ягве ему выступал навстречу творец мировых явлений, то он был в то же время и человеческим Я. Но к этому не восходила ника­кая Имагинация, никакое внутреннее переживание вне сферы народной общины. В то время это не было лич­ным переживанием. Этому нужно было учиться извне, т. е. от народа, чтобы иметь такое переживание».

117 (4)

  1. «Заповедь, где Я непосредственно противостоит Богу и получает от Бога норму, предписание, так что Я должно следовать им из внутренней воли, - это впер­вые выступает перед нами в еврейском народе. Впервые в еврейском народе встре- чаемся мы также с фактом, что Бог заключает с народом союз». 149 (4)

1529. «Будда говорит: в глубочайших силах души вы сами найдете закон, о кото- ром я говорю вам. - Мои­сей же говорит: это закон Бога, Который придет сюда». Закон познаваемый и закон-заповедь. Еврейский народ стоял на более ранней, юной ступени развития, чем ин­дийский. 117 (2)

1530. «Для халдеев, египтян, заратустрианцев, для гре­ков, римлян, для народов Средней и Северной Европы важнейшим в человеке было то, что пришло из духовно­го мира. Для иудеев важнейшим в человеке было то, что было связано с Землей и ее силами». 149 (4)

1531. «Христос Иисус жил среди народа, который обладал особенно резко выра- женным народным характе­ром. Все, что делалось этим народом, делалось из этого резко выраженного народного характера. Но произошедшее с Христом Иису- сом, исполнившееся исходя из народного характера: Мистерия Голгофы, смерть на Голгофе - стоит в полнейшем противоречии с этим на­родным характером. Ибо народ, в среде которого разви­валась Мистерия Голгофы, не воспринял ее в свое веро- исповедание, не признал Христа Иисуса лично, индивидуально, но убил Его, вопия: Распни Его! Распни Его! - Свершилось то, что не было предназначено для одного народа; понять смысл свершившегося можно, только помыслив его стоящим в противоречии с тем, что может следовать из народного характера... Такова тайна Мис­терии Голгофы.... Это событие не имеет отношения ни к иудейскому народ- ному характеру, ни к действовавшему в тех же областях римскому народному характеру; ибо иудеи требовали: Распни Его! - а римлянин еще не мог найти в Нем никакой вины, т. е. не знал, что ему делать с тем, что перед ним происходило». 181 (8)

1531а. «Еврейский народ не может получать от Хри­ста недостающую пласти- чность чувства (Sinn)». 343 (11), с. 73

1532. К заболеванию диабетом особенно склонны ев­реи. В этой связи им необходимо

больше внимания уде­лять диете, облегчающей восприятие организмом сахара. Об этой диете говорится в Ветхом Завете: запрет есть свинину, затрудняющую усво- ение сахара, кошерное (чи­стое) приготовление пищи и др. «Но вы знаете, что в последнее время евреи перестают соблюдать заповеди, касающиеся питания, но остаются в своих народных общинах; и это вредит им, ибо это народные запо- веди. По этой причине они легче, чем другие люди, заболевают сахарной болезнью. Такова история». 348 (14)


Проблема миссии евреев


  1. Столкновение в развитии двух потоков: души рассудочной и души сознатель- ной - обусловило тот факт, что европейцы пишут слева направо, а считают справа налево (при сложении, например). Семитические народы пишут справа налево. Это обусловлено было их за­дачей - уже заранее подготовлять вступление души со­знательной. 115 (4)

  2. «Именно еврейский народ был предназначен к тому, чтобы прежде всего выработать такую телесность, которая бы вплоть до тончайших фибр мозга была так организована, чтобы без влияния древнего ясновидения возникло то, что мы называем познанием мира. Это дол­жно было стать миссией народа». 117 (4)

  3. В истории человечества еврейский народ имел миссию распространять религию одного Бога, и к ней, естественно, народ должен был быть подготовлен. По­этому Духи других народов, когда в мире возник ев­рейский народ, стали заботиться о нем. «На клочке земли в Сирии, где развивался еврейский народ, все эти Духи народов оказывали свое влияние на него; собственно, воля всех народных Духов уже жила в еврейском народе». Они осуществляли это в некоем духовном собрании, «и на одного еврея это действовало больше, на другого меньше. В Библии об этом говорится так: в израильский народ идут от семидесяти народных Душ народные Духи; все они оказывают влияние. - Но их влияние было столь сильным, что сделало евреев в определенном роде космополитическим народом и внутренне консолидиро­ванным. Евреи могли повсюду сходиться вместе и со­хранять иудей- ство, поскольку все имели в себе». Примечательно, как это выражается. Если вы войдете в разные масонские общества, например, в такое, как «Odd Fellows», то нового духовно-научного знания вы там не найдете, но лишь старое знание самых разных народов: слова, церемонии, знаки. Но более всего вы там найдете иудей- ского, т. наз. каббалу и т. д. Еврейское действи­тельно в этом направлении космо- политично, подходит ко всему, в себе же содержит первоначальное. Так же обстоит дело и с еврейским языком.

Слушатель доклада поставил вопрос: исполнили ли евреи свою миссию в развитии человечества? Д-р Штай­нер: «Видите ли, это такой вопрос, что стоит его начать обсуждать, и он, к сожалению, тут же переходит в агита­цию. Но то, что совершенно объективно следует сказать в этой связи, не имеет никакого отношения к агитации». Древнееврейский народ исключительно сильно подго­тавливал христианское раз- витие. Он имел очень духов­ную религию, апеллировавшую только к духовным за­конам природы. Все в мире совершается только по воле Иеговы. Он – единствен- ный Бог. Окружающие наро­ды с их многобожием, естественно, не понимали евреев.

Единственный Бог не мог иметь образа, он постижим во внутреннем души, рассу- дком. «Но легко увидеть, что этим в высшей степени сгущается человеческий эгоизм; ибо человек делается чуждым всему, что находится вне его, если духовное он видит только в своей собственной пер­соне. И это в действительности породило определе- нный народный эгоизм в иудействе, чего нельзя отрицать». Но зато евреи вос- приимчивы ко всему, что не образно, на­пример к музыке. Однако по этой же причине у них нет способности к скульптуре, а рисуют они так, что цвет у них не играет никакой особенной роли, но значение име­ет лишь то, что художник хочет рассказать через образ.

Евреи приняли исключительно большое участие в развитии медицины, особенно те, которые пришли из Персии. Но медицина стала «монотеистической». «Боль­ше не знают, как действует отдельное средство, как в иудействе не знали, каковы отдельные духи природы. Так в медицину был втянут абстрактный дух, абстрактный культ Иеговы, пребывающий ныне в медицине повсюду. ... Абстрактная медицина Иеговы приспособлена ко всему мышлению евреев, она ему соответствует». Все это, есте­ственно, вызывает антипатию к евреям, как ее всегда вы­зывает человек, отличаю- щийся от других. «Но в целом можно сказать: дело заключается в том, что таким обра­зом не позволять культуре расчленяться, держать ее в единстве, как это делалось в течение столетий через евре­ев, больше нет нужды; в будущем это должно быть заме­нено сильным духовным познанием. Тогда отношение между одним Божеством и многими духами будет по­ставлено перед познанием, перед сознанием людей. Тог­да отпадет нужда бессознательно действовать в интере­сах одного-един- ственного народа. Поэтому с самого начала я нашел рискованным - когда евреев перестали выселять (в гетто. - Сост.) - основание сионистс­кого движения. Воз- двигнуть еврейское государство - значит вызвать дичайшую реакцию, дичайшим образом вернуться к реакции; этим грешат против всего того, что необходимо в этой области». Один значительный сио­нист, с которым я был дружен, излагал мне планы созда­ния еврейского государства в Палестине; теперь он за­нимает там видное положение. «Я тогда сказал ему: это дело сегодня совсем не своевременно, ибо сегодня своев­ременно то, к чему каждый человек примыкает без раз­личия расы, национальности, класса и т.д.... Здесь вы опять отделяете одну часть от всего чело- вечества!» На это, конечно, возражают, что ныне никто не хочет общече­ловеческого, но настаивается на том, что все должно раз­виваться из народного. Тот мой разговор состоялся до мировой войны. Желание обособляться как раз и при­вело к войне. «Так это величайшее несчастье XX в. при­шло от того, чего также хотят и евреи. И можно сказать: все, что здесь сделано евреями, теперь сознательным об­разом сде- лано всеми людьми, и евреям, собственно, луч­ше всего было бы войти в остальное человечество, сме­шаться с остальным человечеством, чтобы еврейство как народ перестало существовать.

Это есть то, что могло бы быть идеалом. Но этому противятся сегодня многие еврейские привычки и прежде всего - ненависть других людей. И именно они долж­ны быть преодолены. Но их не преодолеть, если все ос­танется по-старому».

Еврейский народ исполнил свою миссию. Но когда римляне изгнали евреев из Палестины, то повсюду, где их было хотя бы два человека, они всячески обосо-

бля­лись от окружающего, браки заключали только между собой и т.д. Только благодаря этому в других народах было замечено, что среди них живут евреи и они - чу­жие. А иначе никто бы не заметил, что евреи находятся в изгнании. Конечно, это удручает, когда читаешь, как в средневековье евреи жили в гетто.

«Судьба изгнания евреев сложилась благодаря их собственному характеру; они настойчивы, и они сохра­нили себя на чужбине. Это привело к тому, что позже это было сильно замечено и об этом говорят еще и сегодня». О них не только говорят, им стараются многое приписать там, где ищут виноватого, поскольку их отличают от дру­гих. И евреи ужасно много сделали для того, чтобы их отличали от других. Эти вещи необходимо сегодня рас­смотреть не национально, а общечеловечески.

353 (11)


1536. «Кто занимается вопросом дальнейшего влияния древнееврейских импуль- сов, тот встречает еще и в наши дни у ученого раввина и вообще в ученом рав- винизме самое крайнее проявление монотеизма.... Можно сказать: у всех других наций, народов и Духов времени было аналитическое задание, т. е. задание представлять мировой принцип расчлененным в различных существах.... Задание семитского народа - идти мимо всякого множества, синтетически предаваясь един- ству; благодаря этому импульсу столь сильна - например, в каббалистике - сила спекуляции, сила синтетического мышления». 121 (7)

1536а. «Каббала сегодня, собственно говоря, и среди самих евреев представляет собой нечто такое, чью глу­бинную мудрость понимают крайне мало....

Если вы встретите ученого еврея из глуши Галиции, мало заботящегося о себе, производящего своим видом отталкивающее впечатление на цивилизованного чело­века, то вы обнаружите, что он остатки каббалистической мудрости еще знает. В Австрии таких людей называют «равинами-кудесниками», т.к. они владеют некими вне­шними магическими искусствами, например, они могут намного лучше наших современных врачей вводить в гипноз. Они до некоторой степени даже посвяще- нные». Д. 29, с. 23


Китай, Япония


1537. «Но существуют еще культуры, сохранившие древнюю атлантическую куль- туру и внесшие ее в чело­вечество послеатлантического времени. В те время как индус... из эф. тела создает величие своей духовной жизни, с другой стороны перед нами предстает культура, кото­рая коренится в атлантизме и врабатывается в послеат­лантическое время, культура, которая в своей основе и в развитии несет как бы вырабатывание другой стороны сознания эф. тела. Это китайская культура. Вы поймете частности китайской культуры, приблизившись к ней с этой точки зрения.... она имела непосредственное отно­шение к высочайшим ступеням миро- вого развития. Но эта культура действует еще и на современные тела лю­дей, и, опять-таки, с совершенно иной стороны. Поэтому понятно, что как раз в этих двух культурах должны бу­дут столкнуться обе большие противоположности послеат- лантического времени: в определенных границах способная к развитию Индия и замкнувшийся в себе, застывший, повторяющий то, что было в древнеатлан- тическое время, Китай».

Древнеатлантический континент омывался теплым течением, «идущим с юга через Баффинов пролив к север­ной Гренландии, омывая последнюю; затем, отклоняясь на восток, оно постепенно охлаждалось и поворачивало - задолго до того, как Сибирь и Урал поднялись из воды и стали земной поверхностью - в область Урала, вниз, изгибалось, затрагивая южные Карпаты, и направ­лялось в область современной Сахары, чтобы, наконец, в Бискайском заливе впасть в Атлантический океан, обра­зуя собой совершенно замкнутое течение». «Это течение повторили китайцы в их замкнутой стеной культуре, пе­ренесенной из атлантического времени».

«История как таковая еще не существовала в атлан­тической культуре. Поэтому и китайская культура со­хранила в себе некоторую безысторичность. Здесь пе­ред нами нечто пред-индийское, идущее из Атлантиды». 121 (10)


  1. «Китайцы в своей древней культуре совсем не имели того, что называется религией. Китайская культу­ра была безрелигиозной». Богов китайцы взяли позже из Индии. 354 (5)

  2. «Китайское население в своей основной массе представляет собой потомков четвертой из семи атлантических рас», монголы - седьмой. 54(6)
    1539а. «Китайцы имеют задачу быть памятью человечества». 266-2, с. 331

  3. «Души, воплощенные в Европе в первые хрис­тианские столетия, бывшие здесь, когда Христианство культурно распространялось с юга на север, теперь пе­решли в Азию. Особенно отчетливо этот феномен высту­пил в ужасной катастрофе второго десятилетия XX в. И для рассмотрения нашей современной земной циви- лиза­ции особенно значительно увидеть, что именно в японс­ком народе воплощены такие души, т. е. души, провед­шие некогда особого рода христианизацию Европы, но которые теперь с детства ни звука не слышат о Христи­анстве и лишь из под- сознания несколько нюансируют христианским импульсом того времени, кото- рый они носят в себе, декадентский азиатизм, который сегодня несет в себе все то, что обращается против Европы». 202 (8)

Общий характер народов Азии и Африки


1541. «Физ. тела африканских и азиатских народов сформированы более изнутри, через внутренние строящие силы. Тела европейских и американских народов сформированы более путем обращения к отношениям вне­шнего мира. Внешние силы более отпечатались здесь в пластических формах, более строили формы физ. тела».

«Эфирные силы у населения Африки и Азии лежат более во внутреннем их эф. тел. У жителей Европы и Америки они в большей мере лежат в эфирном мире, который окружает человека.... Благодаря этому они более связаны с духами природы». 158 (2)



  1. «На Востоке ищущий духа пытается затемнить головное сознание, подавить его и вместо него возбудить, просветлить сознание туловища. Он пытается сделать процесс дыхания таким, чтобы в нем всплыло сознание». Он живет во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, следуя за его ходом и внося в сознание то, что иначе остается бессознательным. «Благодаря этому он приходит в со­стояние очень отчетливого осознания того, образом чего является процесс дыхания: жизни в духовном мире меж­ду смертью и рождением». Знание о том, что жизнь есть до и после смерти, на

Востоке является никакой не теорией, а очевидностью. 181 (15)




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет