Серей ПРОКОПЬЕВ
МОНОЛОГИ ОТ СЕРДЦА
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 3
ПОВЕСТИ 5
90-й ПСАЛОМ 5
СОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 41
КРЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 72
МОНОЛОГИ 96
БЕЛЬГИЙСКИЙ ВАРИАНТ 96
ВСТРЕЧА У ЛЕНИНА 96
ФИКТИВНО-ЭФФЕКТИВНЫЙ БРАК 100
С ВОСТОРГОМ БРАЧНОЙ НОЧИ 100
ДИССИДЕНТСТВО 102
УТЕКАЮЩИЕ МОЗГИ 109
КОМПЬЮТЕР С АДРЕНАЛИНОМ 120
ЭЛИССА 125
ДУХ ОТ АМЕРИКАНКИ 132
ОТ ПЕРЕВАЛА ДУРАКОВ ДО ПОЛТЕРГЕЙСТА 135
КЛОУН 142
ЛЮБАНЯ ИЗ ПАВЛОВО 145
В ОЖИДАНИИ СМЕРТИ 151
ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ МАКС 156
ВЫБИТЫЙ ЗУБ 161
ЭПИЛОГ 163
МОНОЛОГИ ПОД ОБРАЗАМИ 164
ЧЁРНЫМ ХОДОМ 164
Ирына 164
Драка с милицией 169
Мама 172
Ирына и Саша 177
Порча 182
Эпилог 192
ПОМЯННИК
Не ослабевайте в молитве 199
Побег Алёши 201
Помилуй и помоги 203
Прокоп-иеговист 207
Свёкор и деверь 210
Матушка Зоя 213
Свекровь 214
Школьная любовь 214
Письмо из США 219
СНЫ И ЯВЬ ЮЛИИ КАМЕНДА 222
ОТ ИГЛЫ ДО АВАРИИ 222
ПЛАМЕННАЯ МОЛИТВА 229
ВЕЗУЧИЙ 237
РАЗВЕДЧИК С КРЫЛЬЯМИ 237
ЛЕТЕЛИ ШПАНОЙ 242
СМЕРШ 244
ГЕНЕРАЛ 252
ПОЕЗД 253
СВЯТЫЕ 256
МОСТЫРКА 258
ПАЛЬТО 261
КУХВАЙКИ 262
ВНУТРЕННЯЯ ТЮРЬМА 263
ПОХОРОНЫ 267
ЗАБАСТОВКА 271
СВЯТОЙ 273
ПОТЬМА 280
ЭПИЛОГ 286
КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ… 286
НЕЖЕЛАННАЯ 296
ИРЭН 302
ДВА БАЯНА 307
РАССКАЗЫ 312
РУКОМОЙНИК 312
ОБРОНЕННЫЙ БИЛЕТ 323
ИНТЕРВЬЮ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ 333
ДИСПУТЫ ИЗ ДЕТСТВА 338
ЛЁНЮШКА 347
ЛЮБОВЬ ИЗ СОРА 351
СТРАННОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК 357
ФРАНЦУЗСКИЙ КУПАЛЬНИК 366
ДЕД СЕМЁН 373
ЦЫПА И ДИНА 377
МАМА-МАЧЕХА 381
ОТ АВТОРА
Этой книгой разочарую тех, кто ищет в моих рассказах и повестях только иронию. Она имеет место и на этот раз, но далеко не на всех страницах, лишь там, где её присутствие диктуется логикой развития сюжета. Пожалуй, лишь рассказ «Два баяна» выполнен от начала до конца в ироническом ключе. Любителей этого жанра в моём «исполнении» обещаю порадовать следующей книгой, над ней работаю, а пока написалось несколько иное.
Один из разделов книги назван «Монологи». Монологическая форма повествования имеет свои «за» и «против», она хороша тем, что даёт возможность в исповедальной форме, «без авторского вмешательства» рассказывать героям о себе. Эта обнажённость позволяет придать повествованию пронзительную тональность. И если материал просился к такому изложению, он писался от первого лица. Георгий Филиппов (повесть-монолог «Везучий») в 1945 году был арестован в Маньчжурии на станции Хайлар Восточной Китайской железной дороги, осуждён по 58-й статье, более девяти лет был узником ГУЛАГа, а это унижения, каторжный труд на лесоповале и в шахте, полное истощение… И вдруг почти чудесное освобождение, первым из политзеков лагеря. Огромную жизнь прожил человек (Маньчжурия, лагеря, Омск, разбросанность семьи – брат и отец из Хайлара уехали в Австралию), на себе испытал противоречия жестокого двадцатого века. Рассказывая в повести о себе, видит давно ушедших людей, воскрешает в памяти события прошлого…
Говорят, что в капле воды отражается море. Так и эпоха, она отражается в жизни каждого из нас… «Бельгийский вариант» – откровенный монолог женщины, которую перестройка «выталкивает» в Бельгию с фиктивным мужем. Обретена свобода от идиотизма «времени перемен», но возникает несвобода от ставшего не фиктивным мужа... В стране, куда поехала в естественном стремлении к счастью, душевному равновесию, приходится пройти через «тернии» семейной жизни. При этом судьба сталкивает в Брюсселе с соотечественниками, что тоже ищут в Европе лучшей доли.
«Монологи под образами» – исповедь женщины, пришедшей к Богу с «чёрного хода». Разрушающее воздействие тёмных сил на любимых людей заставляет в корне пересматривать материалистическое мировоззрение, искать защиту в молитве к Богу…
Воцерковление – одна из тем книги. Герой повести «90-й псалом» воевал в Афганистане. Через двадцать два года, будучи в госпитале, пытается понять, что его берегло в течение двух лет под пулями? Как сумел вернуться из этого пекла, где каждый день мог стать последним? Кто-то из роты демобилизовался, кого-то перевели в другую часть, но в общей сложности их «точка», что находилась на трассе Кундуз – Файзабад у городка Тулукан, отправила грузом «двести» в Советский Союз за два года как раз роту. Начиная с командира и кончая рядовыми.
Музыкант Юлия («Сны и явь Юлии Каменда») – человек по большому счёту далёкий от церкви, но наделённый даром горячей молитвы, который проявляется в критических ситуациях.
Покаянно переосмысливает свою жизнь Ксения («Сон Пресвятой Богородицы»). Не так просто совладать ей со страстями, если вообще удастся что-то сделать, но движение началось… Герой рассказа «Диспуты из детства» пытается понять, что повлияло на его мировоззрение, где и в какой момент жизни атеистическое воспитание «дало трещину», что в конечном итоге привело к Богу?
Как-то подумал: я становлюсь «историческим писателем». Стимулом к работе зачастую является история того или иного человека. Собственно, жизнь и судьба каждого человека – это важнейшая составляющая времени, составляющая века. Стоит изъять человека из эпохи, и она исчезнет. Всё идёт через человека… Мария Никандровна, героиня повести «Крест для родителей», на закате жизни вспоминает город своего детства и юности, русский город в Маньчжурии – Харбин. Он, несмотря на революцию 1917 года, японскую оккупацию, жил (как и все станции КВЖД, многие десятки сёл и деревень Маньчжурии) русским укладом до середины пятидесятых годов. Затем под воздействием китайской цивилизации Харбин начал утрачивать свою неповторимость, разъехались русские харбинцы. Однако ещё стоят православные кресты на кладбище, ещё возжигают около них свечки, таинственным образом жива русская душа Харбина. Мария Никандровна, человек пожилой, одинокий, снова и снова воскрешает картины прошлого. В Харбине осталось солнце детства. В Харбине похоронила родителей. Почти полвека носила в душе занозу – как там осиротевшая могила? И лишь на закате своей жизни увидела фотографию памятника, крест к которому несла когда-то на плече через пол-Харбина.
Повесть родилась из долгих телефонных разговоров с харбинкой Марией Николаевной Тепляковой. В течении двух лет мы время от времени звонили друг другу, я слушал-слушал… Сначала из любопытства, а потом «замкнуло», начал целенаправленно расспрашивать, уточнять детали… Всего один раз довелось побывать в гостях у Марии Николаевны, там познакомился с её земляками, тоже «китайцами», тоже из Маньчжурии: Георгием Михайловичем Филатовым – человеком интересной и трагической судьбы и его женой – замечательной Наталией Иннокентьевной. Напросился на беседу… Встречались мы несколько раз, но та самая первая встреча (правда, длилась она более восьми часов) стала определяющей в решении написать повесть-исповедь, повесть-монолог, о которой говорил выше и которая получила название «Везучий»…
Прошлым летом родственница полушутя обронила: «Почему обо мне не хочешь написать?» Я дежурно поулыбался: «Надо подумать». Она тут же поведала несколько эпизодов из своей биографии, и я «сделал стойку», начал напрашиваться на обстоятельную беседу. Так появился рассказ-монолог «Нежеланная». Скромный по объёму. Но что такое линия судьбы человека? Ряд узловых точек, ряд определяющих, поворотных событий. Рисуя жизнь, можно неспешно двигаться от «точки» к «точке», а можно пролететь на одном дыхании. Это не значит – в последнем случае повествование поверхностное. Если за краткостью не утрачен нерв описываемой судьбы, если она берёт за живое, значит, автор не зря водил ручкой по бумаге или терзал клавиатуру компьютера.
Хотелось бы, чтобы не зря…
Достарыңызбен бөлісу: |