АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ
ИМЕНИ Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ
С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ
ФЕОДАЛЬНАЯ
МОНАРХИЯ
в XIII – XVI вв.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА 1982
9(М)1 Ч—49
Ответственный редактор
Д. А. ОЛЬДЕРОГГЕ
Монография посвящена проблеме сложения и развития феодальной монархии на протяжении XIII—XVI вв. и влиянию этого политического института на развитие феодализма и общий ход этнической истории народов, населяющих Эфиопию.
Работа основана на памятниках эфиопской средневековой письменности, некоторые из них привлекаются для исследования впервые.
-
Ч
|
0504020000-144
|
56-82
|
013(02)-82
|
© Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.
_______________________________________________________________________
ОСR – Aspar, 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Укрепление власти и расширение державы новой династии потомков Иекуно Амлака (конец XIII— первая половина XIV в.)
1. Характер власти и политика преемников Иекуно Амлака
2. Царская власть, войско и домен в первой половине XVI в.
3. Династический миф «соломонидов» и «Слава царей»
4. Дальнейшее развитие монастырского монашества в Эфиопии в первой трети XIV в. Конгрегации св. Евстафия и св. Такла Хайманота. Конфликт между царской властью и южным землевладетельным монашеством в царствование Амда Сиона и его сына Сайфа Арада
5. Царская власть и торговля в Эфиопии
6. Политика преемников Амда Сиона
Реформы царя Зара Якоба. Предпосылки и сущность
1. Царская власть и общежительное монашество в Шоа и Тигре
2. Евстафианство
3. Царствование Зара Якоба и его реформы
4. Столичный период царствования Зара Якоба. Реформы придворной и государственной жизни
5. Конец царствования Зара Якоба: успехи и неудачи политики
Кризис эфиопской феодальной монархии в XVI в.
1. Политика детей и внуков Зара Якоба
2. Внешние и внутренние предпосылки катастрофы
3. Первая половина царствования Лебна Денгеля и начало прямых сношений с португальцами
4. Португальское посольство ко двору «Пресвитера Иоанна»
Разгром и возрождение эфиопской феодальной монархии в XVI в.
1. Джихад на Африканском Роге
2. Начало эфиопской реконкисты
3. Проблемы царской власти в период реконкисты
4. Рост феодальных мятежей и усобицы в середине XVI в.
5. Восстановление могущества царской власти в конце XVI в.
Вместо заключения
Примечания
Список цитированной литературы
Словарь эфиопских терминов
Указатель имен
Указатель географических названий
ВВЕДЕНИЕ
I
Феодальная монархия в Эфиопии как форма политической власти существовала на протяжении целого тысячелетия. Многие проблемы современного эфиопского обществу коренятся в его недавнем феодальном прошлом, и изучение феодализма в Эфиопии представляет не только академический, но и вполне практический интерес. Весьма показательным в этом отношении является то направление, которое избрали для своих исследований эфиопские историки сразу же после победы революции в стране. Вскоре после революции, в апреле 1976 г., Институт эфиопских исследований при Аддисабебском университете организовал научную конференцию по вопросам эфиопского феодализма, а в июне 1977 г. — конференцию на тему «Социально-политические институты народов Эфиопии».
Интерес к подобного рода институтам и той связи, которая существовала между ними и эфиопской феодальной монархией, обусловлен тем обстоятельством, что государство эпохи первоначального развития феодализма представляло собою конгломерат различных территориальных и политических единиц. В него входили и вполне феодализированяые княжества и такие племенные территории, где процесс феодализации только начинался. И здесь значение феодальной монархии и ее роли в развитии и углублении феодальных отношений оказывалось чрезвычайно большим. Вырастая и развиваясь по мере возникновения и развития феодальной эксплуатации, монархия активно вмешивалась в развитие феодальных отношений, насаждая их все в новых и новых районах, расширяя подвластную себе территорию и подчиняя местное население.
Этот процесс продолжался в Эфиопии до самого XX в. и оказывал глубокое воздействие на политическую, экономическую, культурную и религиозную стороны жизни эфиопского общества. Следствием такого развития явились и современные государственные границы страны и ее этнический состав, а также множество политических, этнических, социальных и культурных проблем, которые пережили эфиопскую монархию и разрешение которых выпало на долю нынешнего революционного правительства. Отсюда необходимость изучения истории эфиопской феодальной монархии — института, который сам в ходе длительного исторического развития претерпевал серьезные изменения, связанные в первую очередь с развитием феодализма в стране. Без этого невозможно составить правильного представления об эфиопском историческом процессе в целом, определить закономерности и своеобразие его развития.
Настоящая работа, однако, не претендует на решение столь грандиозной задачи. Хронологически она ограничивается довольно узкими рамками XIII—XVI вв. Этот период следовал непосредственно за периодом генезиса феодализма в Эфиопии. К сожалению, вопрос о генезисе феодализма остается, пожалуй, наименее разработанным в эфиопской медиевистике и в подавляющем большинстве работ даже не затрагивается. Подобное обстоятельство объясняется прежде всего крайней скудостью источников, освещающих указанный период афиолской истории. До сих пор для этой эпохи остается справедливой характеристика, данная Б. А. Тураевым еще в начале нашего века: «До самого ХIV-го века история Абиссинии представляет ряд неразрешимых вопросов, незаполнимых пробелов и хронологических несообразностей. Литературная традиция, сводящаяся к каталогам царей с сухими и редкими пометками о наиболее важных событиях, не подтверждается ничтожным количеством уцелевших эпиграфических и нумизматических дамятников и только путем натяжек может быть согласована с современными событиям иностранными известиями. Мало того, существует несколько параллельных литературных традиций, взаимно друг друга исключающих. При этом историческая традиция нередко расходится с агиологической. В таком печальном положении находятся источники всего Аксумского периода, этой наиболее интересной поры Эфиопского царства, когда оно играло не последнюю роль во всемирной истории и принадлежало к числу культурных стран умиравшего античного мира» [19, с. 157].
Возможно, в будущем привлечение данных эфиопской археологии, лингвистики, этнографии и фольклористики поможет отчасти восполнить этот пробел и предоставит в распоряжение исследователей новые сведения для реконструкции исторического прошлого Эфиопии. Сейчас, однако, работа в этих областях по существу даже не начата, поэтому поневоле приходится ограничиваться сведениями, предоставляемыми письменными источниками. Несмотря на то что эфиопская письменная традиция является древнейшей в Африке южнее Сахары, средневековые памятники письменности дошли до нас лишь начиная с XIV в., т. е. с периода относительно раннего развития феодализма в Эфиопии, которому и посвящена настоящая работа.
В течение этого периода, охватывающего XIII—XVI вв., произошло превращение дани в феодальную ренту, возникла и получила свое первоначальное развитие бенефициальная система земельных пожалований, развился вассалитет и окончательно оформился класс феодалов. Развитие феодальных отношений в стране не могло не оказать самого решительного влияния на характер царской власти и ее взаимоотношения с феодалами, как светскими, так и церковными. Периодически повторявшиеся времена усиления и ослабления царской власти по отношению к феодальной знати не были следствием движения по замкнутому кругу или результатом военной удачи или неудачи царей или иной исторической случайности. В конечном счете они определялись всем ходом развития феодальных отношений в стране, и целью настоящей работы является показать эту связь на протяжении всего рассматриваемого периода.
Выбранный нами период довольно хорошо освещен письменными источниками, которые, однако, будучи почти исключительно произведениями царской историографии и житиями святых, сосредоточивают свое внимание преимущественно на придворной или монастырской жизни. К великому сожалению, в Эфиопии мы не имеем ничего подобного Русской, Салической или иным «варварским правдам», этим ценнейшим документам, в которых приводятся перечни трудовых и зависимых слоев населения и видны их экономические и юридические взаимоотношения с господствующими классами. Таким образом, историк, занимающийся эфиопским феодализмом, имеет самое смутное представление относительно его генезиса, и при исследовании дальнейшего развития феодальных отношений в стране пользуется сведениями главным образом о верхушке эфиопского общества. В результате зачастую он вынужден судить о базисе по тому, что знает о надстройке.
Вряд ли стоит говорить о том, насколько это рискованно и как трудно прийти к бесспорным выводам. Впрочем, примерно в таком же положении находятся и историки, изучающие феодализм не только в Эфиопии. Б. Д. Греков писал: «И тем не менее, несмотря на все эти трудности, делающие наши исторические выводы в значительной мере условными, ни одно поколение историков не отказывалось погружаться в дебри сложных туманностей, в поисках истоков тех общественных-явлений, которые никогда не переставали и едва ли когда либо перестанут волновать человеческую мысль. Это не любопытство, а потребность» [6, с. 4].
Ввиду того, что за шесть веков, отделяющих рассматриваемый период от нашего времени, и язык в Эфиопии и границы большинства исторических областей подверглись значительным, изменениям, в настоящей работе по возможности было сохранено то написание имен и географических названий, которое было принято крупнейшим отечественным историком Эфиопии акад. Б. А. Тураевым.
Иллюстрации в работе представляют собой перерисовки с. эфиопских книжных миниатюр, выполненные художником Т. Л. Юзапчук.
II
Одной из особенностей эфиопской государственности является то, что она по своему происхождению восходит к Аксумскому царству, могущественной красно-морской торговой державе. С VII в., однако, начался ее упадок, завершившийся в IX в. гибелью. Причин тому было много: среди них и общий упадок красноморской торговли — этого главного источника могущества Аксума, и возникновение и стремительное распространение ислама, а также вторжение воинственных племен кочевников-беджа, захвативших побережье и отрезавших погибающее царство от моря. В результате прекратил свое существование знаменитый торт Адулис, замерло движение на древнем караванном пути в глубь континента. Аксум потерял свое прежнее значение перевалочного пункта, где встречались и обменивались африканские, средиземноморские, аравийские и индийские товары. Это было крушением Аксумокого царства.
Однако с политической гибелью царства с центром в Аксуме не прекратилась история того развитого классового общества, которое сложилось в его недрах. Дело в том, что экономически Аксумское царство было ориентировано не только на международную красноморскую торговлю, хотя именно она была основным источником богатства и могущества Аксума. Одновременно аксумские цари распространяли свою власть и в глубь континента, вдоль караванных путей, заботясь главным образом об их охране и безопасности торговли. Они устраивали укрепленные пункты вдоль этих путей, где постоянно находились их наместники, которым вменялось в обязанность следить за безопасностью торговли и вооруженной рукой пресекать разбой или местное сопротивление центральной власти. В результате и торговля сама по себе, и наличие царской администрации на местах неизбежно способствовали разложению сельской общины и родо-племенных отношений. Можно предположить, таким образом, что уже в аксумские времена, при господстве рабовладельческих отношений в самой столице и родо-племенных отношений на всей территории Эфиопского нагорья, вдоль караванных путей, находившихся под прямым контролем аксумских царей и их наместников, появлялись ростки новых, феодальных отношений.
Только этим можно объяснить то обстоятельство, что и после крушения Аксумскош царства эфиопское общество, отрезанное от побережья и красноморской торговли и оттесненное на юг, в возвышенные области Эфиопского нагорья, не утратило ни своего классового характера, ни прежней религии, (христианства александрийского толка), ни традиций своей государственности. В качестве примера последнего можно привести царский титул одного южного царя Лалибалы в документе, который датирован 1205 г.: «Габра-Маскаль, бээои Азаль, непобедимый врагами силою креста Иисуса Христа» [18, с. 366]. Как справедливо заметил Б. А. Тураев, это просто христианизация древнеаксумского царского титула. Для сравнения можно привести титул Эзаны, аксумского царя. IV в.: «Эзана, сын Але-Амиды, беэсйа Халена, негуш Аксума и владетель Химьяра, и владетель Райдана, и владетель Сабы, и владетель Салхина, и владетель Сыйамо, и владетель бега, и владетель Касу, сын Махрема, который непобедим для врага» [9, с. 167].
Естественно, оказавшись в других экономических условиях, в иной географической, этнической и культурной среде, это общество вынуждено было найти новое направление своего развития, от многого отказаться и многое усвоить. При этом неизбежно значительным изменениям подверглись и характер самого общества и его этнический состав. Лишенные того источника богатства, которцй прежде предоставляла торговля, господствующие классы нашли новый источник его в подчинений (государственном и идеологическом) того местного земледельческого населения (в основном свободных общинников народа агау), в среду которого они вторглись.
Крушение Аксумокого царства и прекращение в связи с этим не только крупной международной торговли, но и той широкой завоевательной политики, которая давала аксумскому рабовладельческому обществу постоянный приток рабов, неминуемо должны были привести к краху рабского способа производства, господствовавшего в древнем Аксуме. Это естественно, потому что «из самого характера эксплуатации рабов и их роли в производстве ставилась и разрешалась для античного общества проблема воспроизводства рабочей силы. Возможность нормального внутреннего воспроизводства рабочей силы при обычной для рабского способа производства системе эксплуатации раба исключалась одними внутренними ресурсами рабства как системы хозяйства не могла питаться... Рабство заводит общество в тупик, из которого нет иного выхода, кроме разрушения самого общества» [6, с. 37—38].
И аксумское рабовладельческое общество действительно разрушилось, зайдя в тупик. От той его части, которая экономически была ориентирована на международную торговлю и рабский труд, очень скоро не осталось и следа. Но прежние наместники аксумских царей на юге, жившие данями с окрестного земледельческого населения, смогли не только сохранить, но и упрочить свою власть, так как не были связаны с рабским способом производства. Их власть зиждилась на военном господстве и внеэкономическом принуждении населения. В этом принуждении и господстве над общинниками-земледельцами и был найден выход из того тупика, в который зашло прежнее общество. Как писал А. Я. Гуренич, «предпосылкой феодального подчинения мелких свободных землевладельцев были не их разорение и пауперизация, следовательно, не экспроприация их как собственников (подобно тому, как это происходило в эпоху первоначального накопления капитала), хотя, разумеется, и эти процессы имели место, а скорее их апроприация — подчинение свободных общинников вместе с их наделами власти крупных землевладельцев. Апроприация совершалась различными методами, но она была, по-видимому, универсальным явлением повсюду, где шел процесс феодализации» [7, с. 41]. В новых условиях именно апроприация свободных общинников, .а не широкие завоевательные походы и стала главной целью эфиопской государственности пережившей крушение Аксумского царства.
В результате на сравнительно ограниченной территории давно христианизированной области Ласта сложилось раннефеодальное государство, где в 1137 г. власть перешла к династии, известной иод именем Загве (что в переводе с языка геэз означает «принадлежащий к агау, агауский»), со столицей в Бегъене (или Бугне). Цари этой династии (а это проявилось в деятельности наиболее блестящих ее представителей, например, знаменитого царя Лалйбалы) активно укрепляли свою власть в скромных пределах областей Ласты, Тигре, Ангота и части Бегемдера, широко занимаясь храмовым зодчеством и покровительствуя монастырскому монашеству. И архитектурные памятники (семь церквей, вырубленные из единой скалы), и многие титулы загвейских царей и придворных указывают на явную культурную и государственную преемственность между Аксу-мом и загвейсиим царством. Тем не менее возможности царей-загвеев оставались весьма ограниченными по сравнению с царями Аксума. Главным орудием их политического господства являлось войско. Средства же для его содержания цари могли получать лишь облагая поборами подвластное им земледельческое население и вымогая дань у соседних племен.
Здесь, однако, они встречали стойкое сопротивление, с которым их войска не всегда могли справиться. Одновременно загвейские цари заботились и об обращении окрестного населения в христианство, так как принятие христианства означало также и признание верховной власти христианского царя. Видный эфиопский историк Таддесе Тамрат, специально исследовавший этот вопрос, писал: «Совершенно ясно, что среди нехристианских общин в глуби Эфиопии церковь идентифицировалась как оружие христианских правителей, и обращение в лоно церкви было неотделимо, от политического господства христиан. Очень отдаленный отзвук этого явления сохранила для нас интересная традиция, повествующая о разговоре между легендарным языческим царем Дамота Мотзлями, и современным ему настоятелем Такла Хайманотом. Когда последний занимался проповедью Евангелия в стране, Мотэлями призвал его и сказал: „Я бы с удовольствием обратился в твою веру, да боюсь, что ты отберешь у меня царство"» [77, с. 150].
В раннефшдальных государствах роль церкви всегда была весьма значительной. Это в полной мере относится и к Эфиопии. Одной же из специфических особенностей эфиопской церкви было то, что церковь утвердилась в стране еще в IV в., т. е. задолго до возникновения феодальной монархии. Это обстоятельство наложило свой отпечаток на всю историю взаимоотношений церкви и царской власти в Эфиопии. В большинстве христианских феодальных государств церковь была обязана своий появлением прежде всего усилиям верховной власти, которая и в дальнейшем благотворила ей и во многом обеспечивала ее экономическое благосостояние. Такая зависимость была далеко не безусловной в эпоху загвейакой династии.
Разумеется, храмы и монастыри, расположенные во владениях загвейских царей, пользовались царской благотворительностью и весьма зависели от царской власти. Как пишет Б. А. Тураев, «интересно также, что при Лалибале упоминаются „вельможи Багузна", и даже акабэ-саат монастыря был из Багуэна, не без влияния царя, чтившего обитель и посадившего в нее своего земляка» [18, с. 166]. В то же время древние и знаменитые северные монастыри в Тигре, хорошо помнившие свое былое аксумское величие и скромное происхождение; новой династии южан-загвеев, не пользовались царскими щедротами и мало зависели от царской власти. Они последовательно проводили политику монастырской колонизации земель юга (в областях Амхара и Шоа) .на свой собственный страх и риск,, видя в этом залог своего экономического благосостояния.
Следует оказать, что для этого стремления на юг были свои причины. Выход загвейекому царству к красноморской: торговле на севере по-прежнему блокировали племена беджа, на юге лежали «языческие» области Годжам и Дамот, готовые с оружием в руках отстаивать свою независимость, а на востоке быстро распррстранялся ислам и росли и развивались такие государственные образования, ведшие активную торговлю,, как Ифат, Адаль, Мора, Хобат и Джидайя [82, с. 55—65]. Поскольку с нашествием язычнижов-беджа выход к Красному морю через Хамасенское нагорье на севере был закрыт в XII в. равно и для христиан и для мусульман, то особо важное значение приобрел прежде второстепенный караванный путь из глубины континента к Аденскому заливу, по которому через мусульманских купцов с побережья шло распространение ислама. Последствиями этого в X—XIII вв. явились, во-первых, возникновение и расцвет таких мусульманских центров торговли,, как Суакин, Бади, Дахлак, Зейла, Бербера, Могадишо, Мерка и Брава; во-вторых, быстрое развитие вдоль караванного пути мусульманских торговых городов-государств (которые обычно, крайне неточно называют «султанатами» и «мусульманскими княжествами»), чье богатство и самое существование зависели прежде всего от этой, торговли; в-третьих, все это постепенно к неминуемому столкновению христианской экспансии на юго-восток со встречной мусульманской экспансией на северо-запад. Это столкновение и произошло в конце концов на территории области Шоа.
Плодородные области Амхара и Шоа, лежавшие к югу от загвейского царства, через которые проходил ставший весьма оживленным караванный путь к берегам Аденского залива и Индийского океана, привлекали внимание как христиан, так и мусульман не только благодаря торговле. Населенные земледельцами-сидамо, эти земли представляли заманчивые возможности для взимания даней с местного населения. Родо-племенные отношения сидамо в это время находились на стадии разложения, косвенным свидетельством чему может служить сравнительно быстрое распространение в Шоа как христианства, так и мусульманства. Там, где до разложения, родо-племенного строя было далеко (например, в Дамоте), «язычество» долго не сдавало своих позиций и успешно сопротивлялось монотеистическим религиям. И мусульманская и христианская экспансии в Шоа «мели сваи особенности.
Ислам проникал на Эфиопское нагорье с мусульманскими купцами, которые имели дело главным образом с племенной верхушкой, выполнявшей в этой торговле роль своеобразных контрагентов купцов. По мере укрепления такого рода связей племенная верхушка нередко переходила в ислам, что, с одной Стороны, облегчало ей торговые сношения с побережьем, а с другой — никак ее не стесняло. Формально принимая универсалистские требования и положения ислама, она всегда ощущала себя не столько членом огромного мусульмадского мира, сколько предводителями собственного племени, вынужденными считаться прежде всего с традиционными, нормами обычного права. Как отмечали такие исследователи ислама на Африканском Роге, как Б. Анджеевский и Я. Льюис, «там, где возникали серьезные противоречия между требованиями ислама и требованиями обычного права, чаще побеждало последнее» [30, с. 29]. Мусульманская экспансия, таким-образом, была экспансией торговой по преимуществу и затрагивала социальную организацию местных обществ лишь в той мере, в какой эта торговля способствовала разложению общины и родо-племенных отношений.
Совершенно иной характер носила христианская экспансия. Она проводилась различимыми методами и силами, но тем не менее объективно способствовала прежде всего насаждению и распространению феодальных отношений в земледельческих районах Эфиопского нагорья. Попытки загвейских царей расширить подаластную им территорию имели ограниченный успех в силу трех причин: 1) недостаточности средств, не позволявших содержать большое войско; 2) сопротивления соседних племен, видевших в экспансии загвейских царей угрозу собственной независимости; и 3) смут и борьбы за власть внутри самой династии, глухие упоминания б чбм сохранило нам «Житие царя Лалибалы» [18, с. 166—167; 20, с. 67—75; 77, с. 53—64]. Все это серьезно подрывало усилия загвейских царей. Как писал Таддесе Тамрат, «согласно одной традиции, власть загвеев была настолько слаба на юге, что цари в Ласте не могли даже выручить свои войска, посланные в Дамот, где христианское воинство и священство оказались в «раине затруднительном положении. Даже в конце XIII в. Такла Хайманот шоанский, похоже, занимался проповеднической деятельностью, мало или вовсе не надеясь на военную помощь христианских царей севера» [77, с. 150].
Христианские проповедники из северных монастырей Тигре проникали на юг гораздо далее царских войск. Следует сказать, что монашеская среда в Тигре отличалась высокой активностью, по крайней мере к концу загвейского периода (1137—1270). Древние северные монастыри, основанные еще в аксумские времена, такие, как Дабра Даммо, обойденные вниманием загвейских царей, локровительствовавших главным образом монастырям и храмам своей собственной епархии, с вожделением посматривали на богатые земли в Амхаре и Шоа. В том, что южные обители обычно приписывают свое основание постриженцам Дабра Даммо, можно видеть не только проявление своеобразного монастырского честолюбия и желания возвести себя через «родословия духовные» к древним и прославленным святыням, но и результат той, реальной и последовательной экспансии на юг, которую проводило северное монашество. Влоследствии она приобрела четкие формы широкой монастырской колонизации юга, которая была развернута уже южными монастырями. Однако начало этому процессу было положено менее заметной деятельностью северных монастырей, охотно принимавших к себе выходцев с юга, обучавших их и затем благослови ляашнх учреждать новые обители у себя на родине.
Этот монастырский интерес к землям юга выразился в тому что А. Е. Крымский назвал «порою вторичного расцвета монашества» в Эфиопии. Монашество как таковое появилось в Эфиопии еще в VI в. сразу в двух своих разновидностях: монастырское монашество с общежительным уставом Пахомия Великого Фиваидского, первоначальным центром которого в Эфиопии стал монастырь Дабра Даммо, и скитское монашество с келлиотским уставом Шенути с центром в Мадарской обители в Аксуме. Наибольшую активность в проникновении на юг проявило общежительное монашество, стремившееся к получению земель душ своих обителей. Однако широкой монастырской колонизации земель юга должна была предшествовать проповедь христианства в этих районах. И здесь немалое значение имела и деятельность монахов аскетического устава. Одинокие проповедники-аскеты, борясь с «волхвами и идолопоклонниками» и ведя активную пропаганду христианства, прямо не затрагивали тех социальных и экономических отношений, которые существовали в среде свободных общинников и приготовляли их к принятию новой веры исподволь. Общежительное монашество же» проводило прямую политику монастырской колонизации, занимало и осваивало земли, не только насаждая христианство в среде местного населения, но и постепенно облагая его поборами в пользу монастыря. Таким образом, происходила апроприация этих общинников вместе с их землями и создавались предпосылки для создания монастырского землевладения и феодализации общественных отношений.
К сожалению, этот период, столь важный для понимания генезиса феодализма в Эфиопии и с полным основанием названный Б. А. Тураевым «переходной эпохой», весьма скудно освещается письменными источниками. «Для этой темной эпохи истории Эфиопии, о которой нам летопись сохранила только несколько строк о погроме древнего Акеумского царства и простор перечень царей так называемой загвейской династии, жития святых являются почти единственным источником» [20, с. 67]. Эти жития, и в первую очередь «Житие св. Такла Хайманота», «просветителя Шоа», ясно показывают, во-первых, глубокий церковный интерес к освоению именно южных областей и, во-вторых, то немаловажное обстоятельство, что проводниками политики монастырской колонизации в XIII в. оказываются уже не странствующие монахи с севера, а местные жители. Такла Хайманот (в миру Фэсха Сион) родился в 1215 г. в местечке Целалиш в области Шоа [78, с. 160]. Как заметил Б. А. Тураев, «вообще жития с особенной любовью останавливаются на его просветительной деятельности; синаксарь даже прямо ставит его и генеалогически в связь с первыми проповедниками христианства в Эфиопии, а дабра-либаносское житие приводит его полную генеалогию от первосвященников Садока и Азарии» [20, с. 97]. Это стремление агиографа Такла Хайманота подчеркнуть наследственное апостольство святого вполне понятно. Однако из того, что рассказывает один из списков его «Жития», хранящийся в Рукописном отделе ЛО Института востоковедения АН СССР за № Эф. 18, о детстве святого, можно предположить, что он происходил из знатной или по крайней мере богатой семьи христианских переселенцев с явно выраженными воинскими традициями.
Существование таких воинственных христианских переселенцев в Шоа в XIII в. весьма характерно, так как одновременно с церковной экспансией в южном направлении стихийно шла и светская экспансия воинственных центробежных элементов загвейского царства. Здесь их привлекали не только плодородные земли, но и оживленный караванный путь, предоставлявший заманчивые возможности для энергичных и воинственных людей. Помимо набегов на караваны (или «мирного» взимания пошлин с купцов), в южных областях можно было собирать и обильную дань с местного населения. Эту дань было нетрудно и реализовать благодаря той же самой караванной тоо-говле. Видимо, на достижение таких целей и были направлены военные предприятия этих христианских переселенцев.
Впрочем, трудно оказать, насколько эти воинственные искатели добычи были новым и чуждым этническим элементом «на юге. «Житие» Такла Хайманота, повествуя о родителях святого, говорит о том, что его отец «взял в жены женщину из знатного рода». Это может быть обычным житийным литературным штампом, но может и вполне отражать историческую действительность, поскольку в таких условиях сближение и взаимные браки между представителями воинской среды и местной знатью были вполне естественны и возможны.
Так общий упадок красноморской торговли в VI—VII вв., а затем новое оживление ее уже под мусульманской эгидой самым серьезным образом повлияли на историческую обстановку в районе Африканского Рога. Пала древняя Аксумская держава, и старый и удобный путь к побережью Красного моря через Тигре, который некогда способствовал расцвету Аксумского царства, пришел в упадок. Главной торговой артерией стал караванный путь через южные области Амхара и Шоа. Отныне экономические преимущества оказались на стороне юга, где местные правители могли контролировать середину этого оживленного торгового пути и взимать обильные пошлины и дани. И торговля сама по себе и изъятие даней резко ускорили разложение земледельческой общины, обогащая племенную и дружинную верхушку и разоряя рядовых общинников. Таким образом богатый юг стал привлекать и монастырское монашество, искавшее земель, и представителей воинской среды, для которых вольный сбор даней с местного населения оказывался желательнее и доходнее службы загвейским царям.
Это обстоятельство и обусловило в конечном счете скорое падение загвейской династии. И власть загвейских царей и власть военных предводителей над местным населением на юге основывалась, безусловно, на внеэкономическом принуждении, и прочность такой власти зависела прежде всего от военного могущества эксплуататоров. Могущество же определялось, в свою очередь, сплоченностью войска, его численностью и преданностью своим вождям. И в этом отношении более примитивно организованные южные дружины оказались, по-видимому, сильнее, потому что в 1270 г. им удалось объединиться и разгромить войска последнего загвейского царя. Так верховная власть в христианском царстве перешла в руки предводителя южных дружин — Иекуно Амлака, прежде правившего в области Амхара и давно находившегося в довольно сложных отношениях со своим номинальным загвейским сюзеренам [78, с. 66—68].
Достарыңызбен бөлісу: |