В.А.Виноградов
Мой ХХ век
ВОСПОМИНАНИЯ
Автор выражает глубокую признательность академику РАН Г.М.Бонгард-Левину и старшему научному сотруднику ИНИОН С.Я.Веселовскому за оказанную помощь в подготовке второго издания книги.
к первому изданию
Я начал писать свои воспоминания в 2001 году, когда человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия христианской эры. Ушел в прошлое ХХ век — великая и противоречивая эпоха, насыщенная событиями поистине планетарного масштаба, оказавшая мощнейшее влияние на судьбы мировой цивилизации. Отголоски бурных событий и грандиозных достижений ушедшего столетия еще долго будут звучать в грядущих веках.
Мне повезло: я прожил большую часть ХХ века и вступил в век новый. В 2001 году, когда отмечал свое восьмидесятилетие, друзья и коллеги настойчиво стали уговаривать меня написать воспоминания о днях прожитых, о полувековом опыте работы в Академии наук СССР и в Российской академии наук.
Вопрос, который прежде всего встал передо мной и заставил задуматься: в какой мере мои личные впечатления и воспоминания могут представлять общественный интерес? Будут ли они востребованы не только современным, но и будущим читателем?
В поисках ответа на этот вопрос решил обратиться к мемуарам, которые в разное время доводилось читать прежде. Впервые с такой литературой я познакомился в 1942 году. Это были «Мои воспоминания», написанные выдающимся ученым-математиком и кораблестроителем академиком Алексеем Николаевичем Крыловым. Помню, книга произвела тогда на меня большое впечатление. Второе мемуарное произведение, которое я буквально проштудировал «от корки до корки» и тоже в военные годы, — книга генерала А.А.Игнатьева «Пятьдесят лет в строю».
С тех пор довелось прочитать десятки мемуаров, в том числе принадлежавшие перу академиков К.В.Островитянова, А.Н.Несмеянова, А.М.Самсонова и других ученых. Ознакомление с ними порой помогало переосмыслить сложившиеся представления о тех или иных фактах и событиях, правильно оценивать ситуации, с которыми приходилось сталкиваться в жизни. И я подумал: возможно, и мои воспоминания окажутся небесполезными, позволят читателю не только поближе соприкоснуться с моими современниками — людьми уже ушедшей эпохи, но и через призму моего видения прошлого по-иному взглянуть на настоящее…
Должен заметить, что я никогда не вел дневников, не делал других памятных записей. Раньше об этом даже не задумывался, да и некогда было: жизнь была настолько бурной, что мысль о том, что когда-нибудь придется писать мемуары, даже не приходила в голову. К тому же, не буду скрывать, — доверять свои размышления бумаге порой было просто небезопасно. Сейчас иногда жалею, что не осталось письменных заметок, свидетельств времени, в которое жил и работал. К счастью, выручает память: она хранит множество ярких событий, переживаний, воспоминаний о различных встречах и делах; приходится тщательно отбирать то, что, на мой взгляд, может действительно оказаться для читателя интересным.
Взвесив все «за» и «против», посоветовавшись с женой, я решился…
…И вот книга написана. Получилась своего рода автобиографическая повесть о моей собственной судьбе и судьбе поколения, к которому принадлежу, — поколения, на долю которого выпали и великие достижения, и великие потрясения. Вся панорама жизненного пути словно перед глазами. Всего дороже мне было сказать доброе слово о родителях, вспомнить детские и школьные годы, поведать о первой настоящей любви…
С тех пор прошло много десятилетий… Счастлив, что был очевидцем, а в ряде случаев и непосредственным участником событий, о которых и столетия спустя будут вспоминать не только историки. Среди них Великая Отечественная война, подвиг советских людей на фронтах и в тылу, триумф Победы, трудовой подъем народа и восстановление в невиданно короткие сроки разрушенных или превращенных в пепел во время войны тысяч городов и сел.
Запомнились наши победы в освоении космоса, полет Юрия Гагарина, возрастающий авторитет Советского Союза на мировой арене, расцвет советской науки, строительство крупных научных центров в Новосибирске, Черноголовке, Пущино и на Дальнем Востоке.
Мне пришлось встречаться и работать со многими очень интересными, известными людьми. Это было большое везение. Не могу не упомянуть здесь прежде всего Сергея Ивановича Вавилова — президента Академии наук СССР в 1945–1951 годах. Мне не только довелось видеть его, слушать доклады и выступления, но и быть лично знакомым, общаться в стенах Академии. Сергей Иванович был крупнейшим ученым и требовательным руководителем. Но он был также и очень обаятельным человеком: встречи с ним глубоко запечатлены в моей памяти. Сегодня среди членов Российской академии наук едва ли найдется десяток человек, лично знавших Сергея Ивановича.
Думаю, что внимание читателя привлекут и страницы воспоминаний, посвященные академикам А.Н.Несмеянову, А.В.Топчиеву, М.В.Келдышу, М.Д.Миллионщикову, А.Н.Тихонову, М.И.Агошкову и другим выдающимся ученым.
У меня есть основания гордиться тем, что я внес свой вклад в развитие международных научных контактов Академии наук СССР, а также культурных связей Советского Союза с зарубежными государствами. Я стоял у истоков создания Института научной информации по общественным наукам АН СССР и формирования новой информационной среды в области социально-экономического и гуманитарного знания. Наконец, хотелось бы надеяться, что и моя творческая деятельность оставила след в отечественной науке, способствовала развитию исследовательской работы в области экономической истории России и зарубежных государств, дала импульс углубленному изучению различных форм собственности.
Обо всех этих сторонах своей жизни я попытался поведать на страницах предлагаемой книги. В ней содержатся описания и многих других интересных, порой неординарных событий, которые, на мой взгляд, имеют общественное звучание, отражают связь времен и человеческих судеб.
Теперь, когда книга отдана на суд читателей, прошу снисхождения: я не писатель, не журналист. Я просто ученый, проживший насыщенную жизнь, которая подарила мне много интересных встреч с замечательными людьми, была неотделима от судьбы моей страны в ХХ веке. Поэтому я и решил назвать свои воспоминания именно так: «Мой ХХ век».
Апрель 2003 года
Москва
Достарыңызбен бөлісу: |